Астраханский порт может перейти под полный контроль Ирана

Nasim Bahr Kish хочет стать единственным владельцем морского хаба.

Астраханский порт может перейти под полный контроль Ирана

генерация YandexART

Иранская компания Nasim Bahr Kish, уже владеющая 53,66% акций ПАО «Астраханский порт», направила обязательное предложение о выкупе долей остальных акционеров, включая госкорпорацию «Ростех». Порт является ключевым узлом для двусторонней торговли, через который следует свыше 90% грузов между странами, пишет «Коммерсантъ».

Nasim Bahr Kish предложила выкупить 46,3% обыкновенных и 48,7% привилегированных акций порта. Цена предложения установлена на уровне 37 800 рублей за одну акцию, что оценивает потенциальную стоимость всей сделки примерно в 437,5 млн рублей. Для обеспечения обязательств компания предоставила банковскую гарантию от «Мир Бизнес Банка», учрежденного иранским Bank Melli.

На конец 2024 года вторым крупнейшим акционером порта с долей 25,5% было российское государство. В декабре 2024 года указом президента России Владимира Путина этот пакет был передан госкорпорации «Ростех», которая теперь является одним из ключевых адресатов предложения. Среди других миноритарных акционеров значатся кипрская Volga-Vaster-West Ltd (3,33%), иранская Fanavaran Darya Gostar Jonob Arvand (1,52%) и Tamalaris Consolidated Limited (1,82%).

Акционеры, получившие предложение, имеют право, но не обязаны продавать свои доли. Ранее, в 2017 году, Росимущество безуспешно пыталось продать принадлежавший государству пакет акций порта на торгах.

Эксперты, опрошенные изданием, предполагают, что инициатива Nasim Bahr Kish по консолидации 100% акций может быть связана с планами долгосрочных инвестиций в развитие портового хаба. Такие предложения обычно подаются, когда мажоритарий видит заинтересованность миноритариев или считает цену привлекательной для них.

Астраханский порт играет критически важную роль в торговле между Россией и Ираном. Как отмечал губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин, львиная доля грузов (более 90%), проходящих через этот транспортный узел, связана именно с двусторонними поставками. В экспортном потоке из России в Иран преобладают лесные грузы, зерно и масло.

Читайте также