Как «наземный» СКИФ защитит Россию от биологических угроз

Проект СКИФ в Новосибирске выходит на финальную стадию реализации. О том, что такое Сибирский кольцевой источник фотонов, как он в долгосрочной перспективе обеспечит биологическую безопасность страны и почему сам факт его создания уже говорит о наличии реального суверенитета России в сфере высоких технологий, читайте в материале «Государственных новостей».

Как «наземный» СКИФ защитит Россию от биологических угроз

Скриншот: видео с YouTube

В декабре 2024 года ожидается завершение строительных, наладочных и пусковых работ системы Сибирского кольцевого источника фотонов (СКИФ). Это огромный экспериментальный комплекс, уникальный и для России и во многом для всего мира, о котором следует рассказать отдельно.

Во избежание путаницы, отметим, что проектов с названием СКИФ в России несколько. Помимо кольцевого источника фотонов, это еще и среднеорбитальная спутниковая группировка из 12 космических аппаратов, которые будут расположены на полярных орбитах. Но про этот «Скиф» мы напишем как-нибудь попозже.

Что касается «наземного» СКИФа, то он строится в наукограде Кольцово под Новосибирском, сам проект оценивается в 47,3 миллиарда рублей.

«Работа на зарубежных установках абсолютно исключает использование этих результатов в целях обороны и безопасности. Поэтому первая, лучшая в мире установка, производящая синхротронное излучение в РФ прежде всего будет использована именно в этих целях», — отметил директор Института ядерной физики СО РАН Павел Логачев.

Тут, конечно, можно подумать, что под Новосибирском сумрачный российский технический гений строит как минимум фотонную пушку. Но на самом деле это не так. Павел Логачев говорит о несколько иных аспектах национальной безопасности и обороны — более тонких и долгоиграющих.

Как указывают популяризаторы науки, СКИФ – это, если максимально упрощать, огромный и максимально точный микроскоп. Или даже «фонарик». СКИФ будет «просвечивать» различные вещества на уровне атомов. То есть потенциально эта установка покажет, как вещества взаимодействуют на самом базовом уровне. А это уже откроет множество новых возможностей для их применения.

canva.com

Что же касается вопросов безопасности, то работа здесь будет вестись с разного рода биологическими материалами.

«В первую очередь в СКИФ зайдут биологи и медики, задачей которых будет обеспечение программы не только биологической безопасности, но и укрепление здоровья населения страны, развитие новых методик лечения, новых лекарственных форм, новых биохимических методов в медицине», — сказал Логачев.

Такой упор на биологию и безопасность в этой области не случаен. Уже довольно давно на уровне как правительства, так и президента России поднимается вопрос о биологической безопасности страны.

Началось все с биологических баз США на территории стран бывшего СССР, всё более тревожные новости о них стали появляться примерно с 2020-года. Дело в том, что, по странному совпадению, в районе расположения этих баз, например в той же Грузии или Узбекистане, начинались вспышки самых экзотических заболеваний, вроде чумы.

Возникли подозрения в том, что ряд научных и силовых структур Запада экспериментирует в сфере биологического оружия. При этом не просто некоего оружия массового поражения «для всех и обиженным не уйдёт никто», а против конкретных этносов.

Исходя, в том числе, из этих опасений, руководство страны приняло тогда же, в 2020 году, закон «О биологической безопасности в Российской Федерации». Также не стоит забывать про пандемию COVID-19, которая являла собой биологическую угрозу в самом прямом смысле этого слова.

Но понятно, что принять закон – это одно, а вот обеспечить в таком непростом вопросе его соблюдение — уже несколько иная история. Здесь, собственно, и появляется проект СКИФ, который начали разрабатывать еще в 2018 году, а в 2021 было инициировано строительство этого комплекса.

В 2024-м, как уже было сказано выше, основные работы будут завершены. При этом на полноценные рабочие мощности комплекс выйдет к 2026 году. Весь 2025-й будет посвящен наладке оборудования. И да, там есть что налаживать и постепенно вводить в эксплуатацию, поскольку СКИФ состоит из 34 зданий и сооружений, оборудования ускорительного комплекса и экспериментальных станций. То есть это целый «город в научном городке».

При этом, как отмечают чиновники и ученые, СКИФ, невзирая на санкционное давление, на 90-95% создан из отечественных деталей и оборудования. Что уже обнадеживает в рамках не только биологической, но и научно-технической безопасности страны и её суверенитета в сфере высоких технологий.

Как заявил полномочный представитель президента в Сибирском федеральном округе Анатолий Серышев, вызовы, с которыми сталкивается Россия, требуют быстрого перехода от научных идей к практическим решениям.

«Это одно из условий для технологической независимости России», — подчеркнул Серышев.

И, есть мнение, с этими вызовами Россия успешно справляется.   

Читайте также