Гражданские дроны в России: как беспилотники меняют повседневную жизнь

Сейчас дроны уже доставляют напитки в московские парки, а в будущем могут частично заменить пилотов в гражданской авиации.

Гражданские дроны в России: как беспилотники меняют повседневную жизнь

генерация нейросети Qwen

Гражданские БПЛА всё активнее используются в реальном секторе — от агропрома до энергетики, несмотря на устаревшие правила и высокую зависимость от импорта, говорится в материалах Минпромторга и заявлении Путина на совещании 28 января 2025 года. Как пишет «АБН24», сегодня дроны чистят линии ЛЭП, обследуют метро, помогают в борьбе с борщевиком и даже развозят пиццу — но для масштабного внедрения нужно обновить законы, инфраструктуру и подготовить кадры.

Президент Владимир Путин подчёркивал: беспилотные системы должны стать основой логистики, мониторинга и экстренной доставки в труднодоступные регионы. Однако пока рынок гражданских дронов на 60% зависит от импорта, а большинство отечественных разработок остаются в пилотных проектах.

Серьёзным барьером остаются высокая стоимость сертификации, нехватка наземной инфраструктуры и отсутствие унифицированных стандартов управления. По словам министра обороны Андрея Белоусова, выпуск беспилотников осуществляют около 70 предприятий, но лишь треть из них производит средние и тяжёлые аппараты. Уровень локализации производства — всего 10–30%.

Тем не менее отрасль получила стратегическую поддержку государства. В 2023 году утверждена стратегия развития БАС до 2030 года, а в 2024-м — определены зоны допустимых полётов. Разрабатываются федеральные программы обучения школьников и студентов, а также создаются научно-производственные центры в регионах.

Крупные игроки уже запускают серийное производство. В марте 2025 года на «Руднево» стартовал выпуск вертолётного БПЛА SH-450 от компании «Аэромакс» — на 90% из российских комплектующих. «Агримакс Аэро» презентовала агродрон для посевов, «Геоскан» — тяжёлый БПЛА с дальностью 800 км, а «Алмаз-Антей» — систему слежения за нарушителями воздушного пространства.

Рынок активно растёт: только в 2024 году появилось 163 новых производителя, а общее число компаний достигло 889. Среди крупнейших — предприятия из Санкт-Петербурга, Москвы, Тольятти, Дубны и Мордовии. Все они ориентированы на импортозамещение и подготовку к экспорту в рамках БРИКС.

Эксперты подчёркивают, что прорыв возможен при условии регуляторной гибкости. Сейчас дроны уже доставляют напитки в московские парки, а в будущем могут частично заменить пилотов в гражданской авиации. Но для этого требуется политическая воля, технологическая база и долгосрочные инвестиции.

Читайте также