Совет ЕС объявил о вводе заградительных пошлин на российскую зерновую продукцию. О том, как это отразится на АПК России и Евросоюза, как в принципе развивается российский экспортный рынок зерновых, почему Турция в связи с этими санкциями может стать для ЕС «аграрной сверхдержавой», читайте в материале портала «Государственные новости».
canva.com
Совет Евросоюза 30 мая объявил о введении заградительных пошлин на российское зерно. Об этом со ссылкой на официальный аккаунт в социальной сети X (бывший Twitter) сообщил вице-президент Еврокомиссии Валдис Домбровскис.
В силу это решение вступит уже 1 июля. При этом пошлины составят 95 евро за 1 тонну, что примерно равно 50% стоимости этой самой тонны зерна. Кроме, собственно, зерновых, под пошлины подпадут горох и гранулы свекловичного жома. Такие же санкции коснутся и соответствующей продукции из Белоруссии.
Первый вопрос, который возникает в связи с этим – насколько вообще вредны эти меры как для российского агропромышленного комплекса, так и для Европейского союза. Ну просто потому, что за последние годы те санкционные пакеты, которые вводит против России ЕС, почему-то сильнее бьют по его экономике, чем по нашей.
И удивительно то, что в принципе ни российская, ни европейская экономика существенно не пострадают. Европейская экономика, а вслед за ней и политическая система, страдают сейчас совсем не от российского зерна, о чем подробнее поговорим чуть ниже.
Пока же стоит обратить внимание, что европейский зерновой рынок для России никогда не был приоритетным. Хотя и стабильно рос. Так, по итогам 2023 года наша страна нарастила поставки зерновых и зернообразных культур в страны Евросоюза в 2,3 раза, по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. Но если говорить про реальные цифры, то это 2,33 миллиона тонн всей (а она очень разнообразна) зерновой продукции.
Чтобы было понятно, много это или мало, достаточно сказать, что в том же 2023 году, за первое полугодие Россия поставила Китаю 3,6 миллиона тонн зерна. Но для КНР зерно отнюдь не приоритетный продукт. Куда интереснее Пекину поставки бобовых.
Только за январь-февраль 2024 года Россия отгрузила в Китай 292,2 тысячи тонн гороха. Просто умножьте эту цифру на шесть, а лучше на 12, чтобы почувствовать разницу. Помимо гороха, за тот же период в КНР было продано 180 тысяч тонн ячменя.
Но самое интересное, что КНР даже близко не является нашим «топовым» покупателем по зерновым. Если обратиться к открытой статистике, то за второе полугодие 2023 года лидерами по импорту российских зерновых были Турция (4,06 миллиона тонн), Египет (почти три миллиона тонн), Бангладеш (2,1 миллиона тонн), Алжир (1,5 миллиона тонн), Пакистан (1,2 миллиона тонн). Этим лидерам по потреблению российского зерна активно наступает на пятки Африка и ряд азиатских стран.
Отдельно в этом ряду нужно упомянуть ЕАЭС, в страны которого за тот же период Россия отправила 39 миллионов тонн, включая зернобобовые и муку.
В общем нам есть кого кормить нашим зерном и список этот постепенно увеличивается. Например, в него относительно недавно вошел Вьетнам, куда за аналогичный период ушло всего 144 тысячи тонн зерновых. Но, как говорится, это только начало.
Иными словами, вполне понятно, что на глобальном уровне от запретительных пошлин ЕС российский АПК ничего не потеряет. Благо, и рынки новые появляются, и уже проверенные партнеры имеются.
Но все же есть те поставщики, которые все последние годы были ориентированы именно на европейский рынок. Что будет с ними, и уйдет ли окончательно из Европы российское зерно?
И вот тут открывается очень интересная статистика. Выше было сказано, что Турция у России закупает очень много зерновых. Более четырех миллионов тонн. Но одновременно с этим Турция еще и экспортер зерна в Евросоюз. Только за сентябрь 2023 года эта страна поставила в ЕС 204 тысячи тонн зерновых.
То есть схема тут примерно такая же, как с российской нефтью, которая в какой-то момент превращается, например, в голландскую, дабы не продаваться по установленной фиксированной минимальной цене.
Турция просто покупает наше зерно, а потом излишки продает в Европу. Есть мнение, что после вступления в силу заградительных пошлин в Турции случится «небывалый урожай зерновых». Ну, а нашим производителям, которые работали с Европой, понятно куда переориентировать логистику. И да, в итоге все эти «хитрые экономические маневры» обойдутся дороже именно Евросоюзу.
Впрочем, стоит повториться, российское зерно, будь оно из России или из Турции – это не главная аграрная проблема ЕС. Основная проблема в зерне украинском. Которое прет в Евросоюз по бросовым ценам, в диких количествах и рушит собственный аграрно-производственный сектор Европы.
По тем же открытым данным только в сентябре 2023 года Украина в месяц поставляла Европе более 2 миллионов тонн зерна. И несмотря на попытки ограничения этого потока, частичный запрет на поставки на рынки ряда европейских стран, вроде той же Польши или Венгрии, европейский аграрный рынок переполнен зерновыми, которые дешевле, чем аналогичная продукция от местных производителей. Поэтому эти местные производители сейчас и перекрывают тракторами трассы и вываливают кучи навоза куда-нибудь поближе к правительственным зданиям.
В этом контексте запрет на российскую продукцию в принципе погоды не сделает, поскольку её доля не особенно велика. Как-то решить кризис в европейском АПК могли бы существенные ограничения на доступ именно украинской продукции. Но для Европы этот шаг сейчас попросту немыслим. В долгосрочной перспективе все это пускает по миру европейских аграриев. И, есть мнение, что европейский зерновой рынок буквально через пару лет будет выглядеть весьма причудливо. Однако такие изменения вряд ли понравятся европейцам.