Губернатор Новгородской области Андрей Никитин ушёл в отставку в связи с переходом на пост заместителя министра транспорта России. Об итогах почти 8 лет правления Никитина читайте в материале «Государственных новостей».

Фото: пресс-служба правительства Новгородской области
Губернатор Новгородской области Андрей Никитин ушел в отставку «в связи с переходом на другую работу», о чем стало известно из соответствующего указа, подписанного президентом России Владимиром Путиным вечером 7 февраля.
Теперь уже бывший губернатор перешел на позицию заместителя министра транспорта РФ. Пока исполняющим обязанности главы региона назначен один из замов Никитина Александр Дронов. Впрочем, здесь стоит подчеркнуть, что пока он «технический» и.о. в рамках стандартной процедуры. Указ о назначении исполняющего обязанности также должен подписать Путин и состоится это, ориентировочно, в понедельник, 10 февраля.
Персона исполняющего обязанности в этой истории действительно важна, поскольку в абсолютном большинстве случаев в России в последние десятилетия именно назначенные Путиным кандидаты затем главами и становятся. Исключение здесь, пожалуй — только Курская область с Александром Хинштейном, который был назначен и.о. через 2,5 месяца после победы на выборах предыдущего губернатора Алексея Смирнова. Но Курская область находится сейчас в уникальном и очень непростом положении.
С Новгородской областью все несколько проще, поэтому можно предположить, что сценарий здесь будет куда более предсказуем, а его реализация, как и было сказано выше, начнется со следующей недели.
Тем не менее уход с поста нынешнего губернатора — повод вспомнить о том, что было сделано и не сделано Андреем Никитиным для Новгородской области за почти два его срока у власти, которые в совокупности продлились 7 лет 11 месяцев и 21 день.
Губернаторство Никитина началось в октябре 2017 года. В феврале того же года, будучи назначенным в качестве исполняющего обязанности, глава региона на встрече с Путиным заявил следующее:
«Безусловно, Новгородская область очень интересная и с исторической точки зрения, и с логистической точки зрения. По сути, это такой коридор между двумя столицами. Наверное, те приоритеты, которые могли бы быть (в развитии региона), — во-первых, туристическая индустрия; во-вторых, индустрия, связанная с переработкой, которая работает на этот основной наш кластер населения, который расположен между Москвой и Питером. Это могут быть российские, иностранные инвесторы».

К слову, с точки зрения уникальной логистики, определенные и довольно существенные подвижки в области начались. Через регион пройдет высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва-Петербург, она же «Две Столицы». И это включит Новгородский регион в одну из важнейших транспортных систем в стране.
Попытки предыдущего губернатора Сергея Митина сделать так, чтобы именно через Новгород проходил маршрут скоростного поезда «Сапсан», в свое время успехом не увенчались.
Впрочем, в плане транспорта и логистики есть в области и этакая «незаживающая рана», а именно аэропорт в Кречевицах, который главы области, последовательно сменяя друг друга, обещают сделать с самого начала нулевых. Андрей Никитин в этом вопросе не стал исключением. Последнее его заявление на этот счет имело место в начале июня 2024 года. Тогда, говоря о возможном функционале комплекса, глава региона отмечал:
«Я не думаю, что у аэропорта будет какая-то сверхперспектива, но свои задачи он будет выполнять. По сути, это будет резервный аэропорт Петербурга тоже… Считаю, что аэропорт должен быть. И мы готовы поддерживать его, софинансировать определенные вещи. Плюс у нас есть огромное количество частной авиации, стоянки дорого стоят в аэропортах. Если человек не пользуется самолетом ежедневно, почему бы ему не стоять в Великом Новгороде, к примеру. Это уже бизнес-авиация, какие-то сервисы».

Но, стоит повториться, аэропорт в Новгороде – это уже своеобразный мем, поскольку построить его обещает каждый новый глава региона, но то ли «это место проклято», то ли есть более рациональные причины. Однако аэропорт так и остается в состоянии теоретической, хоть и очень желаемой конструкции.
С другой стороны, если говорить о вещах куда более «земных», то Никитин по приходе в регион занялся масштабной реконструкцией автомобильных дорог, и в целом этот проект можно считать успешным. По данным на март 2023 года, в Новгородской области было отремонтировано более 2,5 тысячи километров дорожного покрытия. В 2024-м губернатор поручил отремонтировать еще «менее 300 километров дорог и 15 мостов».
Что касается туризма, то здесь Никитин тоже слово сдержал. В 2024 году количество туристов, посетивших Новгородскую область, выросло на 71%, по сравнению с 2023-м. Если же говорить о конкретных цифрах, то в публичных источниках фигурируют 1,7-1,8 миллиона человек.

Говоря про «иностранные инвестиции», то тут все понятно: с ними во всей России сейчас ситуация весьма причудливая. С другой стороны, есть инвестиции внутренние и разного рода экономические инициативы для их привлечения были приняты под руководством Никитина. Речь идет о строительстве особой экономической зоны «Новгородская» и научно-технологического центра «Интеллектуальная электроника – Валдай».
К слову, в плане науки, а точнее даже военной науки и техники, Новгородская область тоже выделилась. Поскольку именно здесь произвели «дрон на веревочке», он же «Князь Вандал». Аппарат, который не может быть подавлен РЭБ, поскольку сигнал ему передается непосредственно по тонкому оптоволоконному кабелю. Радиус полета «Вандала» — 30 километров. На момент января 2025 года с помощью этих дронов, произведенных инженерами научно-производственного центра «Ушкуйник», было уничтожено украинской и иной вражеской военной техники на 300 миллионов долларов.
Еще один неоднозначный и важный момент в регионе – это состояние медицины, а точнее, количество врачей. В сентябре 2024 года Нинкин докладывал Путину о том, что их количество в области выросло на 10% благодаря программе предоставления квартир, но глава государства все равно указал губернатору, что в регионе недостаточно медперсонала.
Впрочем, в 2019 году ряд политиков и общественных деятелей вообще говорили о том, что новый на тот момент глава региона «развалил новгородскую медицину до основания».
Еще один проект, который так и не удалось воплотить в жизнь и который, по слухам, очень интересовал Никитина – это ныне не работающий завод «Дека» по производству слабоалкогольных напитков и кваса. Да, тот самый квас «Никола», это оттуда.
История с закрытием этого завода и его банкротством была довольно громкой и довольно «мутной». В январе 2022 года Андрей Никитин высказался по ситуации следующим образом:
«Мы не можем вмешиваться в процессы банкротства, но, когда появится покупатель окажем всяческое содействие, поддержим инвестиции — с тем, чтобы завод действительно работал».
Но, здесь все, похоже, получается примерно, как в истории с аэропортом: всем очень хочется, но что-то постоянно мешает.
Если сейчас пробежаться по новгородским социальным сетям, то можно увидеть, что в целом жители региона довольно доброжелательно прощаются с бывшим главой.

Благодарят, кстати, даже не за ремонт дорог (что для всей России хрестоматийная проблема), а за иную инфраструктуру: ремонт и строительство новых школ, детских площадок, общественных и культурных пространств, которые появились не только в столице региона, но и в других городах области.
В общем новому губернатору, кем бы он ни был, достается область с перспективами и очень интересной транспортной логистикой, стабильным притоком туристов, неплохой инфраструктурой, но и не без проблем, а также с несколькими проектами, которые «все хотят, но никто не может». И в этом смысле очень интересно будет посмотреть, с какими предложениями придет в регион новый кандидат в губернаторы от Кремля.