По итогам визита премьера Индии в Москву, лидеры двух стран опубликовали Совместное заявление. О самых интересных его пунктах и о причинах очень сильной обеспокоенности Запада, как самим фактом встречи Путина и Моди, так и её итогами, читайте в материале «Государственных Новостей».
Итогом визита премьер-министра Индии Нарендры Моди в Россию стало Совместное заявление по итогам XXII российско-индийского ежегодного саммита «Россия-Индия: прочное и расширяющееся партнерство». По сути, этот документ можно назвать декларацией о продолжении и укреплении стратегического партнёрства между двумя странами. И он действительно охватывает практически все сферы, где мы можем взаимодействовать. От культуры и образования, до энергетики, космоса и сельского хозяйства.
Впрочем, нужно понимать, что в самом документе чего-то прорывного и ранее небывалого — нет. Стоит напомнить, что Декларация о стратегическом партнерстве в первой своей итерации между Россией и Индией была подписана еще в 2000 году. В конце декабря 2004 года была подписана «Совместная декларация», которая подтверждала предыдущие тезисы. А затем, уже в 2009 году в свет вышел такой документ, как «Совместная декларация между Российской Федерацией и Республикой Индией об углублении стратегического партнерства с целью противодействия глобальным вызовам».
Так что появление какого-то аналогичного совместного документа по итогам встречи Владимира Путина и Нарендры Моди было вполне ожидаемо. И тем показательнее гипертрофированно бурная реакция представителей Запада и на этот визит, и на его итоги.
Так, официальный представитель Госдепартамента США Мэттью Миллер, комментируя визит индийского премьера в Россию, заявил, что Индия является стратегическим партнером именно для Америки и это «США ведут с Индией полноценный и откровенный диалог».
Куда более характерные оценки выдали по этому поводу западные СМИ. Например, Financial Times «настораживает» увеличение торгового оборота между Россией и Индией.
Reuters выражает обеспокоенность по поводу расширения связей между странами в области атомной энергетики. А The Washington Post вообще пишет страшное:
И в словах американских чиновников, и в публикациях западных СМИ, понятным образом, фигурирует Украина. Но, кажется, в данном случае речь вовсе не о ней. Благо и сам Моди по этой теме высказался достаточно кратко и в том духе, что он за «мирное урегулирование конфликта».
Дело, судя по всему, в очень больших деньгах (и огромном количестве нефти), а также поистине огромном рынке, который постепенно уходит из сферы влияния США.
Начать здесь стоит с простого понимания того факта, что Индия действительно при всей теплоте отношений с Россией совершенно не отказывается от теснейших экономических связей со Штатами. Более того, на момент мая 2022 года Штаты стали крупнейшим партнером Индии с торговым оборотом в 120 миллиардов долларов. В 2022-2023 финансовом году сумма оборота выросла до 128 миллиардов. Ну, а в марте посол США в Индии вообще заявил о том, что по итогам 2024 года этот показатель превысит 200 миллиардов. Но тут нужно все же делать скидку на то, что сейчас в США выборы и Байдену нужно демонстрировать, что государство делает экономические успехи и во внешней торговле.
При этом, уровень торговли России с Индией существенно скромнее. По итогам 2022 года – 65 миллиардов долларов США. Однако, здесь есть два нюанса. Первый – это рост в 1,8 раза по сравнению с 2022 годом. Второй – это очень сильный импортно-экспортный перекос в наших торговых отношениях. Проще говоря, мы поставляем индусам товаров на 60 миллиардов, а они нам на 5. Не углубляясь в теорию мировой экономики, просто скажем, что это не очень здоровая ситуация. В норме, суммы товарного оборота между двумя странами должны быть примерно равны для долгосрочного и стабильного взаимодействия.
И, что самое главное, когда этот баланс выровняется, то получится как раз 120-130 миллиардов. То есть, Россия в перспективе может стать главным торговым партнером Индии, потеснив США. Просто покупая у Индии что-нибудь нам нужное в достаточных объемах.
Естественно, что это понимают и в Вашингтоне. Но и это не весь спектр проблем, которые могут встать перед Штатами. Дополнительно стоит обратить внимание на нефть, как ключевой товар в данной истории.
Вообще, на момент 2024 года первая тройка поставщиков нефти в Индию выглядит так: на первом месте Россия, второе место занимает Саудовская Аравия, на третьем – Ирак. Штатов тут нет. Но дело в том, что США только в 2015 году сняли ограничение экспорта своей нефти. И в 2017 увидели в Индии прекрасный рынок для сбыта этого сырья. В том же 2017 поставки равнялись 22 тысячам баррелей в сутки.
А вот уже на момент марта 2023 года картина несколько поменялась. США поставляли в Индию уже 880 тысячей баррелей в сутки. Но тут, как всегда, пришла Россия «и все испортила» со своими — 1,2-1,5 миллионов б/с, нарастив поставки «черного золота» в Индию за год в 7 раз и заняв сразу 25-30% рынка. Более того, по итогам 2023 года наша страна обеспечила 40% всей индийской нефти. И понятно, что у Вашингтона здесь остается все меньше простора для маневра. Ну, только если продолжать вводить новые санкции, но, как показывает практика, они хоть и «работают», но совсем не так, как ожидает этого Вашингтон.
Более того, нефтью, газом и углём (поставки которого в Индию Россия, согласно нынешнему соглашению, тоже будет увеличивать) современная энергетика не исчерпывается. Еще есть пресловутый «мирный атом».
В Совместном заявлении, которое подписали Путин и Моди по поводу ядерной энергетики говорится следующее:
В том же пункте, к слову, говорится о сотрудничестве в сфере ядерного топлива для комических аппаратов, но это совсем уж отдельная история. Здесь же просто скажем, что Россия с начала нулевых поставляла Индии ядерное топливо, несмотря на ядерное эмбарго, которое действовало в отношении этой страны с 1974 года. В 2008 по настоянию в том числе и США эмбарго было снято. Но и здесь рынок был уже плотно занят нашей страной. Сейчас на базе АЭС «Куданкулам» российская корпорация «Росатом» предлагает построить еще шесть энергоблоков, а параллельно одну или две малых АЭС. По очень примерным прикидкам, все это даст доступную и чистую энергию сотне миллионов человек в нескольких индийских штатах. В перспективе, это даже не сотни миллионов, а миллиарды долларов.
Кстати, в контексте стратегического партнерства Индии что с нашей страной, что со Штатами, в ближайшем будущем на уровне ООН может назреть весьма любопытная коллизия. Дело в том, что в нынешнем Совместном заявлении лидеров двух стран говорится:
«Стороны призвали к всеобъемлющему реформированию Совета Безопасности ООН, чтобы отразить современные глобальные реалии и сделать его более представительным, эффективным и действенным… Россия подтвердила неизменную поддержку кандидатуры Индии в постоянные члены реформированного и расширенного Совета Безопасности ООН».
Идею реформировать ООН наша страна и самые разные её партнёры высказывают регулярно и уже не первый раз. Буквально недавно идеи о реформировании ООН были официально озвучены на саммите Шанхайской организации сотрудничества, о чем «Государственные Новости» писали ранее.
Возвращаясь же к Индии, очень интересно будет посмотреть, как те же Штаты отреагируют на предложение России ввести в качестве постоянного члена Совбеза ООН Индию, с учетом того, что Вашингтон считает эту страну и своим «стратегическим партнером»?
Это, однако, вопросы будущего. Пока же, стоит отметить, что визит Нарендры Моди стал не только громким и резонансным событием в мировой повестке. Эта встреча была, как показывает текст обнародованного документа, еще и максимально практичной и эффективной. Отсюда становится понятна настолько нервная реакция Запада вообще и США в частности.