Кыргызстан борется с угрозой исламизма, финансируемого Западом

В Кыргызстане, как и во всей Центральной Азии, наметились тревожные тенденции развития радикальных политических исламистских структур. О том, чем грозят такие организации республике и как власти КР пытаются противодействовать этой угрозе, читайте в материале «Государственных новостей».

Кыргызстан борется с угрозой исламизма, финансируемого Западом

pixabay.com

Проблема политического исламизма характерна как для Кыргызстана, так и для Центрально-Азиатского региона в целом. Западные государства финансируют исламские политические партии и движения в надежде организовать очередную «цветную революцию» в Кыргызской Республике. Заигрывания с политиками радикального толка чреваты угрозой свержения светской власти и дестабилизацией обстановки в КР.

При этом, недавно вокруг единственной в Центральной Азии исламской парламентской партии «Ыйман нуру», которая прошла пятипроцентный барьер на выборах 2021 года в Жогорку Кенеш (парламент Кыргызстана), разразился финансовый скандал, связанный с коррупцией в одноименном фонде партии. Аудит вскрыл отсутствие документов о расходовании денег, поступивших от правительства Турции.

Из результатов проверки следует, что в 2014–годы в фонд «Ыйман» поступило 5,1 миллиона долларов. Из них почти пять миллионов были переведены Агентством по сотрудничеству и координации при Минкультуры Турции с целью «упорядочения религиозного образования в Кыргызстане». В заключении аудита сказано, что по указанной сумме нет бухгалтерских отчетов и отсутствуют некоторые документы, что противоречит закону «О бухгалтерском учете». В тот период фонд возглавлял нынешний лидер фракции «Ыйман нуру» в Жогорку Кенеше Нуржигит Кадырбеков.

Партия «Ыйман нуру» нередко попадает в поле зрения правоохранителей. Так, в 2021 году ее активистов в период парламентских выборов не раз задерживали за подкуп избирателей, выплату денежных средств, обещания способствовать в получении какой-либо должности или иных благ. А в ЦИК было направлено коллективное обращение с требованием отстранить партию от выборов, поскольку она создана на «религиозной и этнической основе». Но именно в том году эта партия и прошла в национальный парламент.

Сейчас Кыргызской Республике действуют 3854 религиозные организации, из них более 85% относятся к мусульманской конфессии. Духовное управление мусульман Киргизии (ДУМК) координирует и контролирует мусульманские религиозно-образовательные учреждения и джамааты, однако не все из них согласовывают свою деятельность с ДУМК. Так, только в период с 2003 по 2017 год судами разных инстанций республики были признаны экстремистскими и террористическими свыше 20 организаций, две из них – «Жайшуль-Махди» и «Якын Инкар» — зародились и сформировались в самом Кыргызстане.

Местные и международные эксперты с тревогой отмечают, что радикальная исламизация КР происходит по нарастающей. До 1991 года в стране функционировало около 39 мечетей. В 2005 году количество мечетей перевалило за 1000, в 2018-м — за 2600. Кроме того, в стране функционируют как минимум 300 подпольных мечетей радикальных исламистов.

Фото: pixabay.com

По данным аналитиков, более 80% интернет-пользователей в КР регулярно сталкиваются с пропагандой терроризма и экстремизма. В стране ведут работу исламские фонды, проповедующие, в том числе онлайн, радикальные формы ислама.

При этом порядка 85% завербованных в ряды радикальных исламистов граждан Кыргызстана впервые попали в поле зрения вербовщиков через Интернет, находясь за пределами республики в качестве трудовых мигрантов.

Показательно, что в феврале 2023 года, когда в Кыргызстане приняли закон «О противодействии экстремистской деятельности», само обсуждение этой новеллы прошло максимально бурно. Оно выявило в парламенте республики большую группу поддержки радикальной исламистской организации «Таблиг Джамаат»* среди депутатов.

При этом «Таблиг Джамаат»* официально запрещен и признан экстремистской организацией в России, Таджикистане, Узбекистане и Казахстане. По некоторым данным, эта структура создает в Кыргызской Республике террористическое подполье, стягивая к южным рубежам страны и других государств региона группировки боевиков. Показательно, что США и их союзники не считают «Таблиг Джамаат»* экстремистами, поскольку организация была создана еще в 40-х годах при финансовой поддержке Британии.

Помимо принятия закона о противодействии экстремизму, относительно недавно и тоже в ходе бурного обсуждения в Кыргызстане приняли закон об НКО — аналог российского закона об иноагентах. Это заметно оздоровило политическую ситуацию в стране, поскольку позволило власти поставить под контроль государства финансирование подобных организаций из-за рубежа. Это резко сузило возможности деструктивных сил в республике. Многие западные НКО попросту закрылись и самоликвидировались, не дожидаясь вступления закона в силу. Однако не стоит думать, что Запад так просто «сдаст» свои позиции в информационном, общественном и религиозном пространстве Кыргызской Республики. И история с финансовыми махинациями вокруг «Ыйман нуру» служит тому подтверждением.

*организация признана в РФ экстремистской и запрещена

Читайте также