Владимир Путин подписал поправки в законодательство о цифровых валютах. Это новый закон, который будет регулировать процесс «майнинга» в России. О том, что это вообще такое, зачем его легализовать и какие это сулит выгоды нашей стране, читайте в материале «Государственных новостей».
Фото: pixabay
Президент России Владимир Путин подписал несколько новых законов, в том числе о легализации майнинга в стране. Сперва поговорим о том, что такое майнинг и зачем он может понадобиться России. Особенно в контексте того, что большинству решительно непонятно, как все это регулируется у нас в стране.
В самом широком смысле майнинг – это процесс «добычи» некоего ресурса. В данном случае денег из цифровой среды. Грубо говоря, майнеры на своих компьютерах решают некую сложную криптографическую задачу. И в случае её успешного решения получают вознаграждение, в котором суммируется награда за само решение, затраченную электроэнергию (а её уходит очень много) и за оборудование, использованное для решения. Оборудование это необходимо постоянно обновлять, поскольку сложность задач, которые решаются майнерами постоянно возрастает.
Вознаграждение это «добытчики» получают в той или иной криптовалюте. И одно из основных свойств этой валюты – анонимность. То есть «третья сторона» не может отследить конкретных участников финансового перевода. И, понятным образом, это открывает огромные возможности для разного рода «серых», а то и «черных схем», типа отмывания денег через криптовалюты.
В России майнинг и криптовалюты до последнего времени находились в своеобразной «серой зоне». То есть прямого законодательного запрета «майнить» в стране не было, да и нет. Но регулирование самого процесса практически отсутствовало. И это порождало определенные проблемы.
На бытовом уровне самая распространенная из них – это непомерные и не всегда легальные траты электроэнергии, за которые майнинговые «фермы» периодически «накрывали» правоохранители. Ферма, чтобы было понятно, это сразу несколько терминалов, которые решали те или иные задачи для получения вознаграждения. И электричества они «жрут», как маленькое (а иногда и немаленькое) промышленное предприятие.
Вторая проблема, которая сопутствовала майнингу и с которой также, к сожалению, столкнулись граждане – это «цифровые финансовые пирамиды». Например, печально известная «Финико». В работе этой конторы фигурировала своя «криптовалюта», которая была ликвидна только внутри самой «Финико». Но в итоге оказалось, что и там она не ликвидна, а граждане платили буквально за «воздух».
Государство столкнулось с проблемой майнинга в сфере как раз тотальной анонимности транзакций, отмывания денег и прочих моментах, которые сопряжены с коррупционными делами. При этом суммы там исчислялись миллиардами рублей. Примечательно, что на момент 2023 года Россия стала второй страной в мире по объему «майнинга» криптовалют.
В 2021 году в России был принят закон о «Финансовых цифровых активах», который, по большому счету, просто определял, что такое эти самые «цифровые активы» и запрещал их использование для оплаты товаров и услуг. Но перевести «крипту» в обычные деньги – довольно несложно. Новый закон все же в несколько большей степени конкретизирует данную сферу экономической деятельности.
Самое важное в новых нормах – это создание специального реестра «легальных» майнеров из юридических лиц и введение лимита на потребление электроэнергии для физических лиц, которые майнят криптовалюту. Еще одно ограничение – это запрет на пресловутую «анонимность». Теперь майнеры обязаны будут предоставлять Росфинмониторингу, ЦБ, ФСБ, ФНС и Росимуществу информацию о добытой криптовалюте и её адресах-идентификаторах.
Вводится запрет на рекламу криптовалюты, что логично, поскольку может привлечь граждан к деятельности финансовых пирамид и иных мошеннических схем, а в итоге к потере денег.
Согласно закону в России появится особый экспериментальный режим для расчёта криптовалютой во внешнеторговых сделках. По словам заместителя председателя комитета Госдумы по информационной политике Антона Горелкина,
«В первую очередь мы рассматриваем криптовалюты как инструмент обхода санкций и точку высокотехнологичного экспорта. Сегодня Россия занимает второе место по майнингу, и я уверен: после того как появится регулирование этой сферы, мы выйдем на первое место, обогнав США».
«Догнать и перегнать Америку» — это, конечно, понятный и довольно старый лозунг. Но, кажется, в данном случае у такого посыла Антона Горелкина есть все основания осуществиться на практике. Просто потому, что в России дешевая электроэнергия. А компьютерное «железо» наша страна научилась добывать методом все того же «параллельного импорта» практически с самого начала введения против нас санкций.
Тем не менее новый закон все же устанавливает возможность для регионов вводить запрет на майнинговые операции, если таковые будут нести угрозу энергоснабжению отдельных территорий.
Эксперты, впрочем, принятие нового закона оценивают сдержанно. Так, например, преподаватель образовательной платформы Moscow Digital School Дмитрий Кириллов отметил:
При этом в целом экспертное сообщество сходится в том, что новые законодательные нормы «создадут определенную турбулентность» в данном сегменте рынка, однако бизнес с этим достаточно быстро справится.
Более того, пока экспертное сообщество утверждает, что новый закон задал максимально широкие даже не рамки, а очертания границ майнинга. Есть еще вопросы к процессу легализации криптовалюты как таковой. Как её будут «выводить в кэш», закон не поясняет. И с пресловутым электроснабжением тоже возникают вопросы, поскольку при легализации майнинга нужно думать о дополнительных энергетических мощностях и определенных доработках в энергосистеме страны. И это тоже нужно оформлять на уровне законов, указов и стратегической работы профильных ведомств и правительства в целом.
И, судя по всему, это будет сделано в ближайшем будущем, поскольку сфера «майнинга» весьма и весьма прибыльна. В 2023 году россияне намайнили 5,3 миллиарда долларов. В мае этого года от профильных специалистов звучали прогнозы о 40-процентном росте майнинга в 2024 году.
Чтобы был понятен объем, просто скажем, что весь торговый оборот России и Ирана (стратегического партнера нашей страны, на минуточку) в 2023 году составил около четырёх миллиардов долларов.
Поэтому вполне понятно, что государство очень заинтересовано в том, чтобы легализовать эту сферу, хотя бы с точки зрения налогов и понимания: кто, что, куда добывает, на какие нужды тратит и насколько вообще развиты эти процессы в России. Поскольку нынешние цифры и статистика, кажется, не совсем полно отражают реальность. Просто потому, что, например, частных майнеров-граждан и даже локальные майнинговые фермы крайне трудно учесть, пока они не начинают «пожирать» электричество в совсем уж промышленных масштабах.