Раскола не будет: о временном присоединении приходов Запорожской епархии УПЦ к Бердянской епархии РПЦ

Решения Синода Русской Церкви о части приходов Запорожской епархии вызвало неоднозначную реакцию в определённых кругах. О том, почему это постановление не является нарушением канонических границ и не инициирует новый раскол, читайте в материале «Государственных Новостей».

Раскола не будет: о временном присоединении приходов Запорожской епархии УПЦ к Бердянской епархии РПЦ

Синод Русской Православной Церкви на заседании 12 марта принял ряд решений, касающихся Запорожской епархии УПЦ, которые уже вызвали общественную дискуссию и обсуждение в СМИ.

В частности, в силу военного положения, и фактического разделения территории епархии линией фронта, часть приходов, которые ранее находились под управлением Запорожского митрополита Луки, перейдут во временную юрисдикцию Бердянской епархии РПЦ.

В решении Синода об этом говорится следующим образом:

«Поручить временное управление приходами и обителями на территориях Весёловского, Каменско-Днепровского, Мелитопольского и Михайловского районов, а также городов Мелитополь и Энергодар Запорожской области Преосвященному, управляющему Бердянской епархией. С целью их государственной регистрации в качестве религиозных организаций приписать упомянутые приходы и обители к Бердянской епархии.

За богослужениями в упомянутых приходах и обителях возносить имя Преосвященного, управляющего Бердянской епархией вслед за именами Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Преосвященного митрополита Запорожского и Мелитопольского Луки.

При изменении внешней ситуации вернуться к вопросу о порядке управления упомянутыми приходами и обителями, а также их правового положения».

При этом, Синод в своем нынешнем решении ссылается на прецедентный «указ № 362 от 7/20 ноября 1920 года святителя Тихона, Патриарха Московского, Священного Синода и Высшего Церковного Совета». Согласно пункту 7 этого указа епархиальный совет или духовенство и миряне епархии, лишенной архиерея вследствие передвижения линии фронта или изменения государственной границы, обращаются к ближайшему или наиболее доступному по удобству сообщения епархиальному архиерею. Таковой вступает в управление данной епархией сам или командирует для управления этой епархией своего викария.

Но нюансы все же остаются. Хотя бы в том смысле, что статус УПЦ по отношению к РПЦ сейчас весьма неоднозначен. И это уже породило определенного рода спекуляции. В частности, портал SOTA (главред которого, Олег Еланчик был признан иностранным агентом) на своих страницах пишет:

«Решение московского синода предполагает, что за богослужениями в контролируемой Россией части Запорожской епархии должны будут поминать последовательно патриарха Кирилла, митрополита Запорожского и Мелитопольского Луку и епископа Бердянского. Порядок поминовения епископов обычно отражает вертикаль церковной власти над конкретным приходом. Но в данном случае есть нюанс. Во-первых, митрополит Лука – член епископата УПЦ, разорвавшей в одностороннем порядке административную связь с РПЦ ещё весной 2022 года и находящейся в де-факто автокефальном статусе. Таким образом, патриарх и митрополит находятся в разных вертикалях».

И действительно, 27 мая Собор УПЦ принял постановление «о полной самостоятельности и независимости Украинской Православной Церкви». И это уже стало причиной конфликта. Потому, что официально УПЦ – это Автономная Церковь, то есть, самоуправляемая, но в составе РПЦ. С очень широкими правами на самостоятельную деятельность, но все же.

Фото: canva.com

Своим решением от 27 мая Синод УПЦ фактически и в одностороннем порядке (что уже не канонично) объявил о своей полной независимости от Московской Патриархии. То есть, об автокефалии, хотя самого термина «автокефалия» в тексте постановления и нет.

Понятно, что решение это было принято под давлением обстоятельств. А именно, чтобы хоть как-то минимизировать гонения со стороны нынешнего украинского политического режима. Хотя, как показало время, все это ни разу не помогло и тотальные репрессии по отношению к УПЦ на Украине не просто продолжаются, но и ширятся с каждым днем.

С другой стороны, и в Москве прекрасно понимают актуальную ситуацию. А потому, на официальном уровне прореагировали на это украинское постановление молчанием. Хотя многие российские клирики прямо и публично заявили, что это очередной раскол.

Так или иначе, но УПЦ считает себя полностью самостоятельной. В Москве с этим и не соглашаются, но и не отрицают. И в этом свете такое перераспределение приходов Запорожской епархии выглядит с канонической точки зернения, на первый взгляд, странно. О чем, собственно, пишет SOTA и иже с ней.

скриншот с видео YouTube

Однако, церковная жизнь на Украине намного сложнее, чем кажется. Стоит напомнить, что после Собора УПЦ, 2 июня 2022 года состоялось собрание клириков и мирян Запорожской епархии. На котором митрополит Лука при согласии со священниками и мирянами постановил:

«считать наиболее приемлемым статус УПЦ с максимальной степенью самоуправления, определенный грамотой патриарха Алексия II».

А это, в свою очередь означает, что полностью каноничная, автономная Украинская Православная Церковь есть. В составе одной епархии, Запорожской. Ну, а автономия делает эту епархию, хоть и максимально независимой, но все же неотъемлемой частью Русской Церкви. И это означает, что с учетом нынешних сложных обстоятельств, Русская Церковь не нарушает чужих границ. Не вторгается, хоть и в очень спорную, но «полную независимость» нынешней УПЦ. То есть, не провоцирует пресловутый раскол, как на это намекают некоторые, а действует сугубо на собственной канонической территории.

При этом, стоит напомнить, в документах Синода подчеркивается временный характер решения. Митрополит Лука продолжает поминаться на Литургии, как фактический действующий архиерей этих приходов. Да и в целом, решение Синода сформулировано максимально вежливо.

Ну, и второй момент — на сайте Запорожской епархии какой-то реакции на этот счет просто нет. Будет ли она в дальнейшем – не очень понятно. Но на текущий момент можно говорить о том, что такое решение Синода РПЦ у митрополита Луки протестов не вызвало.

Читайте также