Российский МИД напомнил Японии, чем чреваты их идеи о ремилитаризации страны. О том, как вообще обстоят дела с вооруженными силами в этом государстве, что такое «пацифистская» статья японской Конституции и почему она уже давно по факту не работает, читайте в материале портала «Государственные новости».
Фото: canva.com
Директор третьего департамента Азии МИДа РФ Людмила Воробьева заявила, что Россия отреагирует на возможную ремилитаризацию Японии. В частности, российский дипломат подчеркнула, что Москва внимательно наблюдает за инициативами Токио «подвергнуть ревизии пацифистские положения послевоенной Конституции в русле курса нынешней администрации на ускоренную ремилитаризацию».
«Такое развитие событий чревато дополнительными угрозами безопасности России. В ответ будем вынуждены принимать контрмеры по укреплению национальной обороноспособности», — отметила Воробьева.
Самое интересное в этом заявлении со стороны представителя российского внешнеполитического ведомства заключается в том, что вообще непонятно, в ответ на что сказаны эти слова.
То есть публично Япония в последние дни ничего по поводу ремилитаризации не заявляла. Хотя разговоры о том, что неплохо бы уже отменить 9-ю статью Конституции и официально организовать армию, в Токио на самом высшем уровне ведутся годами. При этом, что характерно, ранее основным поводом для «создания» армии была вовсе не российская, а «китайская угроза». Якобы это Китай настолько нарастил вооружения в регионе, что теперь может покуситься и на японские острова. Вполне естественно, что и Пекин на такие телодвижения реагирует довольно нервно.
Так или иначе, но обычно ситуация с этим вопросом выглядит следующим образом: премьер-министр Японии что-то заявляет о ремилитаризации, Москва и Пекин и периодически Пхеньян на это что-то отвечают. В итоге все остается на уровне словесной полемики, не превращаясь в систему практических действий.
Нынешний эпизод данного «дипломатического сериала» отличается от стандартной схемы. Токио пока публично заявлений не делало. Есть конспирологическая версия о том, что наш МИД получил какой-то «внутряк», данные о кулуарных переговорах, что неплохо бы снова поднять вопрос об армии. И в данном конкретном случае российское Министерство иностранных дел решило выступить превентивно, чтобы показать и уровень своей осведомленности и напомнить, что и без того чисто исторически проблемные отношения Москвы и Токио, которые в последние годы дошли примерно до нулевой отметки, могут стать еще хуже.
Этот шаг, в свою очередь, говорит, что в данном конкретном случае кулуарные разговоры могли быть очень серьезными — вплоть до планов устроить всеяпонский референдум по поводу отмены пресловутой 9-й статьи японской Конституции.
И здесь нужно пояснить, что это за 9-я статья, и почему вокруг неё столько шума. Принята она была в 1947 году под давлением союзников после Второй мировой войны. Япония этому давлению, естественно, поддалась. Трудно не поддаться, когда пару лет назад у тебя два города снесли ядерными бомбами.
Статья эта гласит:
Звучит, конечно, красиво и вроде бы полностью исключает все и всяческие виды милитаристских структур в стране, где есть такое положение, правда? Нет, не правда. Потому, что уже в 1952 году в Японии появляются Национальные силы безопасности, которые в 1954 превращаются уже в Силы самообороны.
Формально эта организация является отдельным подвидом полиции. Но достаточно просто посмотреть, что у этой «полиции» на вооружении, чтобы понять, что они созданы не для поимки карманников или даже якудза.
По открытым данным, вместе с резервистами и прочими «членами военизированных организаций, лояльных правительству» силы японской самообороны могут выставить 317 400 человек.
По данным на 2023 год на балансе у этой «полиции» находилось следующее вооружение:
В 2022 году вот эта японская «полиция» открыла первый с окончания Второй мировой войны «зарубежный полицейский участок» — полноценную военную базу в Джибутти, что в Восточной Африке.
Ну и для полноты картины не следует забывать про примерно 50 тысяч военнослужащих США с флотом, ракетами и прочими интересными вооружениями. Кстати, в 2023 году Токио и Вашингтон договорились об усилении в сфере военного сотрудничества. И да, от Японии в переговорах принимал участие министр обороны страны Ясукадзу Хамаду. Такая вот получается двойственная история: армии как бы нет, а Министерство обороны – очень даже есть.
Исходя из всех этих данных, можно сказать, что уже несколько лет и дух, и буква 9-й статьи японской Конституции там игнорируется напрочь. Поскольку военная база на территории иностранного государства – это самое хрестоматийное из всех, что может быть «средство войны», которое согласно своему Основному закону Япония обязалась «никогда впредь не создавать».
Единственное, что сдерживает Токио от официальной отмены этой статьи – это даже не Москва или Пекин. Ну, нарастим мы все дружно вооружения по границам — такое часто бывает и совершенно не означает неминуемого вооруженного конфликта.
Сдерживает Токио, вернее, сдерживала до недавнего времени, как раз необходимость референдума. В 2020 году был проведен опрос, согласно которому 69% респондентов высказались категорически против не то что отмены или пересмотра, а внесения поправок в 9-ю статью.
Только вот количество пацифистов год от года в Стране восходящего солнца падает. В 2022 году уже только 48% опрошенных были против. А нынешняя агрессивная антироссийская риторика, которая и в Японии звучит вполне себе уверенно и громко тоже делает свое дело. Если раньше мечты о военном реванше были уделом японских ультраконсерваторов, то теперь мысль о том, что нужно как-то себя обезопасить, желательно большой и сильной армией против «страшных» Пекина и Москвы становится мейнстримом. И не следует забывать, что у Японии десятилетиями «чешутся Курилы», которые они называют Северными территориями и очень хотят умыкнуть их из российской юрисдикции.
В этом контексте можно предположить, что в Токио прикинули и поняли, что шансы на изменение 9-й статьи методом референдума именно сейчас более чем реальны.
Ровно поэтому российский МИД решил выступить превентивно. Поскольку мирного договора у нас с Японией по инициативе последней и не без прямого давления США нет. А это значит, что ответ на подобную милитаристскую активность будет дан максимально оперативно и в самой наглядной форме. России ничего не мешает разместить на Курилах пару-тройку «Ярсов», чтобы напомнить к чему уже приводил японцев их чрезмерный милитаризм.