Беспилотные автомобили и датчики IoT, а также система электронной очереди на автомобильных погранпереходах существенно влияют на логистические цепочки РФ.
Скриншот: YouTube
Несмотря на пандемийный период и санкционную политику западных стран, Россия продолжает развиваться в области технологий. Главными трендами в отечественной логистике в последнее время стали электронная система пропуска на границах, беспилотный грузовой транспорт под управлением ИИ и внедрение датчиков IoT.
Карантинные меры, введенные вследствие пандемии COVID-19, стимулировали российских разработчиков к активному внедрению беспилотных технологий в автомобильной логистике. В результате был запущен проект «Беспилотные логистические коридоры», позволяющий обеспечивать грузоперевозки между Москвой и Санкт-Петербургом с использованием искусственного интеллекта, этот проект был полностью готов и запущен в 2023 году.
Стоит отметить, что основная часть грузовых автомобилей, курсирующих между двумя городами, состоит из отечественных деталей – около 70%. Это свидетельствует о росте отечественного производства в сфере транспорта и важности поддержки национальных производителей.
Одним из важных трендов в отечественной логистике стало внедрение датчиков IoT. Эта технология позволяет оптимизировать работу складов и сократить время погрузки и отправки товаров. С помощью датчиков можно отслеживать состояние груза в режиме реального времени, а также оптимизировать расходы на топливо.
Беспилотные автомобили и системы IoT уже давно известны на Западе, но только недавно они начали активно внедряться на отечественном рынке. Это открыло новые возможности для развития отечественной логистики и повышения ее эффективности.
Особое внимание следует обратить на инновационные технологии, применяемые для пересечения границы тяжеловесными грузовиками. Их важность особенно ощущается в условиях усложнения движения через пограничные переходы с «неприятельскими государствами». В своем обращении к Федеральному собранию, президент Владимир Путин подчеркнул, что сегодня на границах формируются многокилометровые очереди, в которых водителям грузовиков приходится простаивать сутками.
Речь здесь идет о российской системе электронной очереди на границах, которая начала функционировать с 1 сентября 2023 года на трех пограничных переходах: с Китаем в Забайкальском крае, с Казахстаном в Челябинской области и на границе с Литвой в Калининградской области.
При этом системы на каждом пункте пропуска отличаются. Например, в Челябинской и Калининградской областях фуры заезжают на специальные площадки-накопители и проходят границу в заранее забронированное время. В то же время на Забайкалье грузовики движутся по специальным выделенным полосам, предварительно забронировав дату и время проезда в системе электронной очереди.
Инновация предоставляет возможность практически полностью исключить длинные очереди на границах. Для использования системы достаточно зайти в свой личный кабинет на веб-сайте ФГКУ Росгранстрой, указать желаемую дату и время проезда через таможенный пост.
В будущем электронные очереди будут выведены на другие пункты пропуска. Также, специально для перевозчиков, в течение года будут организован цикл онлайн-семинаров, на которых будет рассказано о принципах работы электронной очереди с учетом региональных особенностей каждой из уже функционирующих инновационных систем.