Запад стремится максимально закредитовать Кыргызстан, чтобы получить контроль над ключевыми ресурсами и инфраструктурой страны. Уже сейчас это приводит к обнищанию населения и переходу многих киргизов в «серую зону» экономики. О том, как развивается кредитная политика Республики, читайте в материале «Государственных Новостей».

pixabay.com
Кыргызстан начинает выпуск краткосрочных еврооблигаций на сотни миллионов долларов под высокие проценты. Это может привести к полному контролю над экономикой страны со стороны западных финансовых структур и попаданию Республики в долговую кабалу на долгие годы.
Кыргызстан осуществил дебютное размещение суверенных еврооблигаций на международных финансовых рынках на сумму 700 миллионов долларов по купонной ставке 7,75% на срок 5 лет. В процессе размещения участие приняли более 100 международных инвесторов из Великобритании, США, Европы и Азии. Обычно такие заимствования осуществляются в мире по ставке 2–3% на 20–40 лет, поэтому эксперты единодушно отмечают невыгодность размещения для Бишкека. Всего Кыргызстан намерен привлечь в 2025 году 1,7 миллиардов долларов.
Одним из крупнейших кредиторов Республики является Международный валютный фонд. Основным условием предоставления кредитов МВФ (как и многих других международных прозападных фининститутов) является резкое сокращение социальных расходов: отказ от субсидирования тарифов ЖКХ и рост коммунальных тарифов, повышение пенсионного возраста, сокращение зарплат госслужащих, в том числе врачей и учителей.
Западная «финансовая игла» ведет к потере Кыргызстаном экономического и политического суверенитета, становится тормозом для его развития. Страна лишается контроля над важнейшими объектами промышленности и критической инфраструктуры, вынуждена передавать свои ресурсы государствам Запада, сокращать социальные программы, увеличивать налоги для простых граждан.

До начала 2025 года госдолг Республики составлял около 6 миллиардов долларов, из которых 4,5 миллиарда приходилось на внешние заимствования. За последние месяцы страна взяла в кредит у Южной Кореи 0,5 миллиарда долларов и у США еще почти 0,4 миллиарда. К ним планируется добавить 1,7 миллиарда долларов к концу года через размещение еврооблигаций. На выплату внешних долгов Кыргызстан в 2024 году потратил 400 миллионов долларов, а в 2025 году эта сумма может превысить 500 миллионов.
Даже западные финансовые институты (Всемирный банк и другие) признают, что следствием закредитованности Республики и ее граждан становится дальнейшее обнищание населения. Люди сокращают потребление, переходят на менее качественные продукты. Часть работников переходит в серую зону, пытаясь избежать уплаты налогов, скрыть свои доходы и работая неофициально, нанося тем самым ущерб госбюджету и расходам на социальные программы.
Одним из главных кредиторов Кыргызстана является Всемирный банк (767 миллионов долларов). Задолженность Республики перед ВБ выросла за прошлый год на 7%. Сейчас ВБ претендует на то, чтобы стать главным финансовым оператором Камбаратинской ГЭС-1 на реке Нарын (совместный проект Кыргызстана, Узбекистана и Казахстана). ГЭС будет строиться за счет западных кредитов. ВБ уже оценил предстоящие расходы в 5–6 миллиардов долларов, в то время как Россия оценивает их в 4 миллиарда.

При этом, самые выгодные условия по кредитованию проектов в экономике Кыргызстана предоставляет Российско-Кыргызский фонд развития. Он предоставляет долгосрочное финансирование в сомах под 10% годовых. Что важно, для проектов, отобранных в рамках механизма Евразийской экономической комиссии, Фонд инициирует оформление субсидии, которая полностью покрывает ключевую ставку Нацбанка Кыргызстана, зафиксированную на уровне 9%. Таким образом, заемщик выплачивает только 1% годовых.
Запад стремится к установлению тотального контроля над экономикой КР и других стран Центральной Азии. Это позволит ему в дальнейшем скупить по дешевке природные богатства региона, за счет которых он сможет жить еще какое-то время, вытеснив из него Россию и Китай как своих главных геополитических конкурентов. При этом Россия и Китай, как прямые соседи ЦА заинтересованы в развитии региона и вкладываются в его экономику, в том числе для её стабильного роста.