ВСМ позволит сэкономить около 600 миллионов рублей на инфраструктуре, а также позволит перевозить дополнительно 30 миллионов тонн грузов.

пресс-служба РЖД
Глава РЖД Олег Белозеров заявил на ПМЭФ-2025, что строительство высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург сократит путь перевозок на 250 километров. Грузовые составы смогут вернуться на освободившийся главный ход, что резко снизит логистические издержки, передает корреспондент портала «Государственные новости» с сессии «Высокоскоростное движение: точки роста экономики будущего».
Ключевая проблема сегодня, по словам Белозерова, заключается в том, что грузовые поезда на направлении между двумя столицами вынуждены следовать по длинному обходному маршруту, протяженностью 1070 километров.
После запуска ВСМ Москва – Санкт-Петербург пассажирские поезда перейдут на новую высокоскоростную линию, что высвободит существующую железнодорожную инфраструктуру для грузового движения. Это позволит пускать грузовые составы по прямому, самому короткому пути. Разница в расстоянии составит 250 километров.
Сокращение пути уменьшит сроки доставки грузов, снизит железнодорожные тарифы, а значит существенно уменьшатся общие транспортные расходы грузоотправителей.
Помимо оптимизации существующих перевозок, высвобождение мощностей на главном ходу создаст значительный резерв пропускной способности. По оценкам главы РЖД, появится возможность перевезти дополнительно около 30 миллионов тонн грузов в год. Это, в свою очередь, усилит экспортные потоки из более чем 30 регионов России, включая Самарскую, Белгородскую, Свердловскую и Липецкую области, в направлении морских портов Северо-Запада.
Еще одним важным эффектом Белозеров назвал экономию инвестиционных ресурсов. Благодаря оптимизации грузопотоков после запуска ВСМ, отпадет необходимость в масштабных вложениях – около 600 миллиардов рублей – в развитие инфраструктуры на пути к портам Северо-Запада, которые требовались бы для достижения целевой провозной способности в 220 миллионов тонн к 2030 году.