Минтранс и Бурятия нашли миллиарды для дорожной сети и транспорта

Заседание Президиума Государственного совета обсудило привлечение средств для модернизации дорожной инфраструктуры. Региональные инициативы, такие как введение платы за проезд грузовиков и использование доходов от ОСАГО, считаются ключевыми для достижения этой цели.

Минтранс и Бурятия нашли миллиарды для дорожной сети и транспорта

Фото: пресс-служба правительства РФ

На заседании Президиума Государственного совета министр транспорта РФ Роман Старовойт и глава Бурятии Алексей Цыденов представили новые идеи по финансированию дорожной сети и обновления общественного транспорта. Предложенные меры могут принести регионам до 75 млрд рублей к 2030 году, ускорив модернизацию инфраструктуры и повысив безопасность на дорогах, сообщает агентство «АБН 24».

Алексей Цыденов, возглавляющий комиссию Госсовета по направлению «Транспорт», предложил регионам самостоятельно вводить плату за проезд грузовиков массой свыше 12 тонн по местным и региональным дорогам. Идея родилась из необходимости найти дополнительные источники финансирования: утвержденный План дорожной деятельности до 2030 года с бюджетом 9,2 трлн рублей (из них 2,7 трлн — субсидии регионам) все еще не покрывает всех нужд.

По словам Цыденова, регионы смогут сами выбирать дороги для взимания платы, устанавливать тарифы и вводить льготы, например, для машин, перевозящих материалы для школ или больниц. Ожидается, что это принесет от 100 млн рублей в год в небольших субъектах до 2,5 млрд рублей в крупных регионах, таких как Краснодарский край.

«Это гибкий механизм, который позволит регионам самим решать, как и где собирать деньги, чтобы привести дороги в порядок», — отметил Цыденов на заседании.

Для реализации инициативы нужно разработать федеральный закон и подзаконные акты, а также определить региональных операторов. Идея уже получила поддержку всех регионов в рамках комиссии Госсовета. Эксперты считают, что это может стать спасением для регионов с высокой нагрузкой на дороги: например, в Бурятии, где через трассу Улан-Удэ–Романовка–Чита ежедневно проходят сотни большегрузов, износ покрытия достигает 70%.

Еще одно предложение Цыденова касается внебюджетного финансирования обновления автобусного парка. Он предложил привлечь страховые компании, работающие с ОСАГО, направив часть их прибыли на закупку новых автобусов. В 2019 году страховщики уже выделяли средства на безопасность дорожного движения, построив автогородки в 46 регионах по поручению президента.

По подсчетам, в 2025 году доход страховщиков от ОСАГО составит 330 млрд рублей, а чистая прибыль — 25 млрд рублей. Однако из-за уклонения 10–12% автовладельцев от оформления полисов теряется значительная сумма. Введение автоматической фиксации нарушений через камеры может принести дополнительно 30 млрд рублей в год без роста тарифов. Цыденов предлагает направить 5% от этой прибыли на обновление транспорта — это даст 75 млрд рублей к 2030 году, что в 1,5 раза больше текущих планов.

«Мы можем обновить автобусы в агломерациях, не повышая тарифы для граждан. Это и безопасность, и комфорт для людей, и поддержка машиностроения», — подчеркнул Цыденов.

В Бурятии, например, средний возраст муниципальных автобусов превышает 10 лет, и новые машины могли бы улучшить ситуацию с общественным транспортом в отдаленных районах, таких как Турунтаево или Курумкан.

На заседании также обсуждалась корректировка транспортного налога как дополнительного источника финансирования. По мнению экспертов, это могло бы принести регионам еще 10–15 млрд рублей в год, но требует тщательной проработки, чтобы не вызвать недовольство автовладельцев.

«Нельзя просто повышать налоги, нужно искать баланс», — отметил министр транспорта Роман Старовойт, добавив, что все предложения будут изучены с учетом экономической и социальной эффективности.

Модернизация дорожной сети и общественного транспорта — часть нацпроекта «Инфраструктура для жизни». По данным Минтранса, к 2030 году 85% федеральных дорог и 60% региональных трасс должны быть в нормативном состоянии, а доля нового общественного транспорта в городах должна достичь 85%.

Для Бурятии эти меры особенно актуальны. Регион активно ремонтирует дороги: в 2025–2027 годах на трассе Улан-Удэ–Романовка–Чита обновят 30 км за 3 млрд рублей, но нужны дополнительные средства для других участков. Обновление автобусов тоже критично: в Улан-Удэ только за последние два года появилось 73 новых «Волгобаса», но этого мало для полного покрытия отдаленных микрорайонов.

Цыденов обратился к президенту с просьбой поручить детальную проработку инициатив. Если они будут одобрены, первые результаты можно будет увидеть уже в 2026 году: новые автобусы на улицах городов и отремонтированные дороги в регионах.

Между тем, в соцсетях уже начались споры. Одни поддерживают идею с платой за грузовики, считая, что большегрузы действительно разрушают дороги, другие опасаются, что это приведет к росту цен на товары.

Читайте также