Помехи GPS у берегов Ирана сбивают с курса 970 судов в сутки

Сигналы кораблей хаотично появляются в иранских портах и оманской пустыне, перевозчики и нефтегазовые компании несут миллионные убытки.

Помехи GPS у берегов Ирана сбивают с курса 970 судов в сутки

данные мониторинга Windward

Массовое глушение сигналов GPS в Персидском заливе и Ормузском проливе дезориентирует около 970 судов ежедневно, создавая беспрецедентные риски для судоходства. Помехи приводят к появлению ложных данных о местоположении кораблей в системе AIS, фиксируя их в иранских портах, оманской пустыне или окрестностях Дубая, передает аналитическая компания Windward со ссылкой на данные мониторинга.

Интенсивность электронных помех, нарушающих работу навигационных систем, резко возросла на фоне эскалации конфликта на Ближнем Востоке. Согласно анализу Windward, в период с 15 по 18 июня в среднем 972 судна в день сталкивались с проблемами GPS-связи. Пик пришелся на 18 июня, когда глушение затронуло 1155 кораблей.

Основных зоны помех три: воды у берегов Катара, международные воды на подходах к Ираку и Кувейту по пути в Ормузский пролив, а также непосредственно в полосах движения при транзите пролива. Электронное вмешательство перенаправляет сигналы с судов в район иранских портов Асалуйе и Бандар-Аббас, а также к побережью Омана. Помехи фиксируются и возле Дубая (ОАЭ) во время прохода судов через пролив.

Совместный морской информационный центр (JMIC) в Бахрейне зафиксировал снижение транзита через Ормузский пролив на 20% за неделю. Если 9 июня пролив пересекли 147 крупных судов (свыше 1000 брутто-тонн), то 16 июня – лишь 118, а 17 июня – 114. Центр также подтвердил сохраняющийся высокий уровень электронных помех.

Из-за угроз перевозчики меняют схемы работы. Windward зафиксировал более 35 газовозов (LPG), простаивающих в оманских водах в период с 11 по 18 июня. Среднее время стоянки танкеров в саудовских портах на прошлой неделе сократилось до 19 часов – это на 37% меньше предыдущей недели и самый короткий показатель с августа 2021 года.

Параллель выросли страховые премии за военные риски для танкеров, заходящих в регион, с 0,20 до 0,80 долларов за баррель. Для супертанкера VLCC это означает дополнительные расходы в 1,2 миллиона долларов за рейс. Фрахтовые ставки за три дня почти удвоились. Судовладельцы требуют предоплаты или пересматривают условия чартеров прямо во время рейсов.

Наиболее серьезный инцидент из-за глушения сигналов произошел 17 июня. Супертанкер Front Eagle компании Frontline столкнулся с другим танкером у берегов ОАЭ после серьезных и продолжительных сбоев GPS во время перехода из Ирака. Компания назвала причиной столкновения неустановленную навигационную ошибку и отказалась принимать новые чартеры с заходом в опасный регион. Катар, третий крупнейший экспортер СПГ, попросил газовозы дожидаться готовности к погрузке за пределами пролива.

Эксперты Windward отмечают, что глушение GPS, в отличие от прямого перекрытия пролива, сделало район серой зоной. Она создает угрозу и дестабилизирует ситуацию, не блокируя полностью морские пути, но делая навигацию в ключевой артерии мировой торговли энергоносителями непредсказуемой и опасной.

Читайте также