Владимир Путин подписал указ о создании Морской коллегии России. О том, что это за структура, каким функционалом она будет обладать, почему она появилась именно сейчас и какие задачи перед ней уже поставлены, читайте в материале «Государственных Новостей».
фото canva.com
Президент России Владимир Путин 13 августа подписал указ о создании Морской коллегии. Помимо этого, глава государства распорядился организовать Управление Президента РФ по вопросам национальной морской политики в виде самостоятельного подразделения Администрации Президента.
Самым интересным вопросом здесь является то, чем займется эта Морская коллегия и почему она была учреждена именно сейчас. Тем более, что в российском государстве еще с 2001 года функционирует структура с очень похожим названием, а именно Морская коллегия при правительстве РФ.
Эта, первоначальная морская коллегия является консультативным органом, и даже периодически проводит свои заседания, а также, вроде бы, издает собственный журнал «Морская политика России». Правда, ссылка на это издание почему-то ведет «в никуда».
Что касается новой морской коллегии, то возглавит её помощник президента Николай Патрушев, а в составе структуры будут образованы Совет по стратегическому развитию Военно-Морского Флота, Совет по защите национальных интересов в Арктике и Совет по развитию и обеспечению морской деятельности.
Исходя из этого, можно говорить о том, что во-первых, новая коллегия будет решать более масштабные задачи, при этом, решать их будет куда оперативнее, поскольку через морское управление АП она находится в непосредственном контакте не с Правительством, а непосредственно с главой государства.
Главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко, говоря о функционале нового органа, предположил, что
«Морская коллегия станет ключевым органом государственного управления вопросами, связанными с реализацией морской политики нашего государства. Это, по сути, стратегический штаб в области морской деятельности, от которой во многом будет зависеть будущее России. Поэтому решение главы государства о создании такого органа – своевременное».
Интересно здесь то, что в первую очередь государство озаботилось именно военной составляющей, то есть «стратегическим развитием ВМФ». И связано это с текущей, весьма тревожной конъюнктурой.
Дело в том, что те же США не только размещают и планируют разместить пусковые установки малой и средней дальности в различных регионах мира, типа Германии (в 2026 году), Филиппин (уже размещены) и Японии (в неопределенной перспективе). Но претендуют и на новые акватории. При том, в ультимативном порядке и тоже с целью «военного присутствия».
Стоит напомнить, что еще в декабре 2023 года Госдепартамент США сделал заявление о расширении собственного континентального шельфа на площадь примерно равную штату Калифорния. На эти же акватории претендуют Россия и Канада.
В целом же Штаты сейчас претендуют на акватории в Беринговом море, Атлантическом и Тихом океанах. И что касается Атлантики и Берингова моря, то эти воды как-то подозрительно близко к маршрутам Северного морского пути.
Своих милитаристских планов на северные широты Вашингтон тоже не скрывает. В марте этого года в западных СМИ прошла информация о том, что Пентагон инициировал подготовку бойцов к условиям «арктической снежной пустыни». Ну, а то, что Америка начала активно вкладывать деньги в военные базы на севере, в той же Гренландии, известно еще с 2022 года.
Вся эта военная активность делает вполне естественными ответные меры со стороны России. И в рамках координации этих мер, в том числе, и создана новая Морская коллегия.
Впрочем, сам по себе Северный Морской путь – это настолько значимый для нашей страны проект, что он нуждается в отдельном контроле и координации.
Интересно, что, когда Россия только озвучила свои идеи о развитии этого маршрута, в него особо никто не верил. В том числе в силу экстремальных погодных условий и необходимости большого количества ледоколов, чтобы проводить грузовые суда по арктической акватории.
Однако, оказалось, что наша страна в состоянии реализовать и этот проект. При этом, с постоянным ростом количества грузов, которые по СМП идут. В 2023 году по маршруту прошло 36 миллионов тонн. По итогам 2024 года, по самым скромным прогнозам, ожидается рост до 40 миллионов тонн.
Однако, СМП – это не только ледоколы, но и береговая инфраструктура, логистика и энергетика. Собственно, поэтому в Морскую коллегию вошли главы приграничных с СМП регионов, главы «Росатома», Министерства энергетики, транспорта и ряда других ключевых федеральных ведомств.
Это означает, что русский Север будет развиваться несмотря ни на что, еще более интенсивными темпами. И направления этого развития весьма разнообразны: от укрепления обороноспособности и экономики, до промышленности, энергетики и науки. И вполне понятно в этом контексте, что для таких амбициозных планов и нужна новая структура, которая будет максимально связана с президентом для качественного оперативного управления. Ей, собственно, Морская коллегия России и станет.