В Сети в последнее время циркулируют слухи о том, что Кыргызстан, как и другие страны Центральной Азии могут стать новой переговорной площадкой для России и Украины. О том, почему эксперты видят такой вариант весьма вероятным, как Украина намекает Центральной Азии на готовность к диалогу с Россией и что из этого может получиться – читайте в материале «Государственных Новостей».
фото canva.com
В СМИ и социальных сетях вновь поднялась тема «возможности мирных переговоров» России и Украины. На этот раз, посредством Кыргызстана. Так, тг-канал ANNA NEWS пишет:
«В Киргизии обсуждают участие страны в качестве посредника в «Стамбуле-2». 27 мая в Бишкеке заместитель министра иностранных дел КР Айбек Молдогазиев провел встречу с послом Украины в КР Валерием Жовтенко. Есть большая вероятность того, что киргизская сторона будет принимать участие в качестве посредника в новом предполагаемом раунде переговоров по российско-украинскому конфликту. Данная инициатива усиленно продвигается по линии Организации тюркских государств».
Здесь, в целом, стоит напомнить, что официально Россия не отказывается от переговоров с Украиной. Это киевский режим, к слову, потерявший несколько дней назад последние намеки на легитимность, запретил на законодательном уровне переговорный процесс с РФ.
При этом российская сторона, говоря о возможности переговорного процесса, в качестве базы для него указывает на стамбульские договоренности.
Стоит напомнить, что переговоры между Москвой и Киевом в Стамбуле велись в конце марта 2022 года. В рамках этих переговоров был подписан мирный план. Но в итоге, этот документ не был ратифицирован. Во многом, под давлением экс-премьера Великобритании Бориса Джонсона на украинских политиков и дипломатов.
В марте уже 2024 года вновь пошли слухи о ведущихся на турецкой площадке переговорах. В частности, в открытый доступ был выложен так называемый «мирный план Эрдогана» – некий документ, предложенный Турцией для урегулирования украинского конфликта.
Если говорить коротко, и касаться самых важных вопросов, что для Украины, что для России, то этот проект предполагает немедленное прекращение огня, проведение повторных референдумов на новых российских территориях под международным наблюдением, обмен военнопленных по формуле «всех на всех», поддержка со стороны США, Турции и России вступления Украины в ЕС, и, что особенно актуально, «восстановление между США и РФ двусторонних консультаций по вопросам, имеющим стратегическое и глобальное значение для всего мира, включая контроль над стратегическими и ядерными вооружениями».
Что характерно, после утечки проекта этого договора, Анкара до сих пор официально не прокомментировала, насколько этот документ соответствует действительности. Официальных опровержений подлинности данной инициативы со стороны Турции тоже не последовало.
Естественно, что киевская сторона после публикации этих пунктов высказалась категорически против. Тем более, что в актуальной украинской политической повестке до сих пор усиленно педалируется так называемая «формула мира Зеленского». Которая при ближайшем рассмотрении, конечно, выглядит как этакие «восторженные благоглупости», но эта инициатива важна не для дипломатии, а для пропаганды. Киевский режим этим документом как бы демонстрирует и всему миру, и, в первую очередь, собственному обществу то, что он настроен на конструктивный диалог и на заключение мира. И «главный агрессор» в этой истории совсем не Киев, а Москва.
Интересно, что чем дальше, тем меньше в реализуемость украинского «мирного плана» верит и сам официальный Киев, и Запад. Просто давайте вспомним, что изначально в «формуле мира» Зеленского было 10 пунктов. Потом на повестку выдвигалось уже всего пять из них в качестве «необсуждаемых». Ну, а в итоге на грядущей «мирной конференции» в Швейцарии, где, кстати, не будет России, Зеленскому разрешили вынести на обсуждение всего три пункта своего «мирного плана», дабы не перегружать повестку.
Пункты эти выглядят следующим образом:
«ядерная безопасность;
безопасность судоходства в Черном и Азовском морях;
возвращение украинских детей и обмен «всех на всех».
Характерно, что пунктов о прекращении огня и послевоенном территориальном устройстве Украины в этом списке нет. И да, есть серьезное подозрение, что ни президент США Джо Байден, ни вице-президент Камала Харрис это мероприятие не посетят. Иными словами, «западный формат» себя, похоже, исчерпал. И коллективный Запад этого даже особо не скрывает.
И вот тут на сцену выходят страны Востока, а именно Центральной Азии. Что понимает и нынешний глава Украины, который на днях пригласил представителей шести центральноазиатских СМИ в Харьков и дал им пространное интервью.
Зеленский в этом выступлении, понятное дело, рисует из России «страшного, кровавого агрессора», а из Украины «невинную жертву». При этом еще и с какой-то истерической, чрезмерной театральностью. Но, что взять с актера, да еще и в, скажем мягко, измененном состоянии сознания?
Другое дело, что Зеленский в этом тексте не просто откровенно врет, а противоречит сам себе. Например, он требует «ядерной безопасности», тогда как это именно ВСУ до недавнего времени и на систематической основе обстреливали ракетами Запорожскую АЭС. Обмена пленных «всех на всех», хотя это именно по инициативе Зеленского был заморожен данный процесс. Более того, Киев еще и выбирал кого из украинских солдат они хотят вернуть, когда обмен все же возобновлялся.
Кстати, по открытым данным количество пленных с обеих сторон выглядит следующим образом: 15 000 пленных украинцев сейчас у России, у Украины в плену 750 русских солдат. И исходя из такого соотношения модель обмена «всех на всех» уже представляется сомнительной. Ну, и не будем забывать про сбитый российский самолет с украинскими пленными.
Вообще, в этом интервью очень много тезисов, которые прямо противоречат действительности. Однако, в данном случае важен сам факт. Зеленский позвал именно азиатских журналистов. И это намекает на то, что нынешний Киевский режим, хоть и весьма своеобразно, пытаясь «сохранить лицо» ищет альтернативу Западу для посредничества в мирных переговорах.
Одновременно с этим появилась вышеуказанная информация о диалоге между киргизским и украинским дипломатами в Бишкек. А параллельно на Euronews вышло интервью президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева о многополярном мире и о том, что страны Центральной Азии, возможно, «не обладают такой мощью, как сверхдержавы, но у них есть политическая воля и дипломатическая проницательность» для того, чтобы выступить посредниками в процессах мирного урегулирования актуальных военных конфликтов. Как на Западе, так и на Востоке.
Символично, кстати, и то, что президент России в очередной раз заявил, что Россия не отказывается от переговоров с Украиной в рамках своего визита в Узбекистан.
В этом контексте, говоря объективно, государства Центральной Азии имеют весьма весомые шансы такой переговорной площадкой стать. Ровно потому, что бывшие советские азиатские республики в целом уже многие годы последовательно выстраивают стратегическое партнёрство с Москвой, с одной стороны.
А с другой — на условиях суверенитета и соблюдения собственных национальных интересов не вступают и в открытую конфронтацию со странами Запада. Что для Украины, которая Западом откровенно контролируется, может служить дополнительным фактором легитимности подобной переговорной платформы.
Впрочем, не стоит забывать, что для России выполнение целей СВО являются необходимым условием любых последующих договорённостей с Украиной. Но, опять же, если абстрагироваться от текущих непростых реалий, даже сам факт того, что то или иное государство ЦА станет местом встречи высоких договаривающихся сторон, существенно поднимет и такой страны, и региона в целом во всем мире.