Итоги встречи и переговоров лидеров России и Китая, фактически очертили образ будущего двух стран. О том, в каких отраслях продолжит развиваться сотрудничество РФ и КНР, какие соглашения были достигнуты и почему российско-китайские отношения – это очень надолго, читайте в материале «Государственных Новостей».
Фото пресс-службы Кремля
Президент России Владимир Путин провел всесторонние переговоры с лидером КНР Си Цзиньпином в Харбине. Встреча была не только «протокольной», но и весьма содержательной с точки зрения достигнутых соглашений. При этом ряд заключенных договорённостей практически сразу вступили в фазу реализации.
Интересно, что в совместном заявлении России и Китая первый блок начинается с сугубо гуманитарных вещей, истории, исторической памяти, понятий добрососедства и дружбы. Что, в общем, задает общий эмоциональный настрой межгосударственному партнерству.
Важнейшая гуманитарная конкретика тоже имела место быть. Россия и Китай продолжают развивать комплекс совместных образовательных программ. Если говорить о цифрах, но на текущий момент в российских вузах учится более 41 тысячи граждан КНР. В Китае на конец 2023 года училось около 12 тысяч российских студентов. И это действительно очень весомый вклад в будущее потому, что студенчество – это будущие элиты страны. Которые уже сейчас, на практике устанавливают неформальные, дружеские, а потому самые прочные связи между Россией и Китаем.
Впрочем, помимо гуманитарного аспекта, переговоры охватили практически все ключевые точки взаимоотношений двух государств. И особенно, по вполне понятным причинам, экономику.
По итогам 2023 года по данным КНР торговый оборот между Китаем и Россией составил около 240 миллиардов долларов. При этом, более 90% расчётов ведутся в национальных валютах. Что касается качественной составляющей этого оборота, то с нашей стороны в КНР идет топливо, как углеводородное, так и ядерное, продукты питания (и здесь Китай внезапно стал крупнейшим потребителем российского мяса птицы и говядины), удобрения и ряд иной номенклатуры. При этом импорт в Россию из Китая на 60% состоит из оборудования и транспортных средств.
Здесь скептики, конечно, могут сказать, что Россия «пересела с нефтяной иглы Запада на такую же иглу Востока». Но, думается, за пару лет западных санкций до большинства стало доходить, что нефть и газ – это те виды ресурсов, которые Россия будет продавать в любом случае. А станки и оборудование сейчас нужны нам в рамках все того же импортозамещения.
Впрочем, углеводороды и истории с их экспортом, это уже достаточно привычная повестка. Куда интереснее в плане энергетики тема «экологически чистой энергии», которая российским лидером поднималась несколько раз. Так, в заявлении для прессы Владимир Путин подчеркнул:
«Естественно, в ходе переговоров подробно рассматривалась тематика сотрудничества в энергетике, которое продвигается высокими темпами. Это одно из приоритетных для нас направлений. У нас есть конкретные планы по углублению работы в сфере энергетического взаимодействия», — и затем еще более конкретизировал. — «Российско-китайское взаимодействие в энергетике не ограничивается только углеводородами. Укрепляется сотрудничество в мирном атоме».
В этом смысле у России с КНР сотрудничество идет не только в количественных, но и в качественных показателях. По итогам 2024 года КНР закупила у России 457 тонн обогащенного урана. И стала вторым по объемам покупателем после США. Есть мнение, что в силу последних санкционных инициатив Штатов, очень скоро Китай станет первым покупателем. О том, что сейчас творится на западном рынке ядерного топлива недавно писало издание «Сенсаций.Нет».
Но помимо этого топлива Владимир Путин отдельно отметил еще ряд совместных проектов в сфере мирного атома. Это и энергоблоки российского дизайна на Тяньваньской АЭС и АЭС Сюйдапу, и, что еще интереснее, уже построенная экспериментальная установка на быстрых нейтронах, а также создание демонстрационного «быстрого» реактора. Если совсем упрощать, то это технологии, которые позволяют создавать «замкнутый ядерный цикл». То есть, такую систему в которой ядерное топливо служит в реакторе в десятки раз дольше. В России на сегодня два промышленных «быстрых реактора» и два экспериментальных, которые, помимо самого широкого спектра научных задач, работают на то, чтобы еще больше увеличить цикл работы ядерного топлива. Россия, единственная страна в мире, где есть два энергетических и два исследовательских реактора на быстрых нейтронах. Помимо этого, строится ещё один исследовательский реактор в Дубне.
Наша страна уже помогла КНР в создании аналогичного реактора CEFR, а теперь речь идет про CFR-600, который на порядки мощнее.
К слову, поставки Россией топлива для китайского «быстрого» реактора в марте 2023 года вызвали «панику в селе» в США, поскольку, по данным Bloomberg, в Вашингтоне решили, что этот реактор позволит КНР активно обогащать плутоний до оружейных значений.
Справедливости ради, у Пекина есть полное моральное право на подобный шаг. Потому, что с 2021 года между Британией, Австралией и США был создан такой альянс, как AUKUS. Который очень нехорошо смотрит в сторону Южно-Китайского моря, а еще формирует атомный подводный флот для Австралии, с возможностью вооружить его британским и американским ядерным оружием.
В свою очередь китайские ученые помогают нам строить в Дубне ускоритель частиц NICA. Да, вы все правильно поняли, в России строится свой адронный коллайдер. Кстати, открыться он должен в этом году. И в числе его прикладных задач обозначены, в том числе эксперименты в сфере космической медицины. В числе фундаментальных задач… слушайте, просто откройте хорошую научную фантастику про «кротовые норы», «путешествия во времени», «колонизацию галактики», «протоматерию вселенной». Ну, вот там что-то про это, только ещё круче.
Про космос, к слову, в рамках встречи Путина и Си было сказано много. В совместном заявлении лидеров государств говорится о достигнутых соглашениях
«В области создания Международной научной лунной станции, исследований Луны и дальнего космоса, сотрудничество в сфере использования навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и Бэйдоу».
По словам главы «Роскосмоса» Юрия Борисова, совместная экспансия Луны запланирована на 2036 год.
Здесь мы снова возвращаемся к мирному атому, поскольку в строительстве лунной базы может быть задействован российский ядерный буксир «Зевс», постройка которого намечена на 2030 год.
Но это все дела относительно недалекого будущего. Что касается совсем актуальных реалий, то в совместном заявлении Путина и СИ особо подчеркивается:
«Стороны отмечают, что современные российско-китайские отношения представляют собой более продвинутую форму межгосударственного взаимодействия по сравнению с военно-политическими союзами времен «холодной войны», не носят блокового и конфронтационного характера, не направлены против третьих стран».
Но при этом, достаточно четко сформулирован и посыл тем, кто от «блокового мышления» пока не отказался:
«Москва и Пекин будут и далее углублять доверие и взаимодействие в военной области, расширять масштабы совместных учений и боевой подготовки, на регулярной основе проводить совместные морские и воздушные патрулирования, наращивать координацию и сотрудничество на двусторонней основе и в рамках многосторонних форматов, постоянно повышать потенциал и уровень совместного реагирования на вызовы и угрозы».
Особенно же, в заявлении акцентируется внимание на стремлении сторон сохранить Арктику, как регион с минимальной военной напряженностью. А это уже прямой намек США, которые, по данным Генштаба России, могут несогласованно направить свои военные корабли в акваторию Северного Морского Пути.
В общем, внешнеполитическую напряженность никто не отменял, но и Россия, и Китай к любому развитию событий готовы.
Помимо СМП, об углублении использования, о котором говорили Путин и Си, речь шла о взаимодействии по линии БРИКС и ШОС. Кроме того, Россия плотно включилась в китайский проект «один пояс – один путь», который в торговом и транспортно-логистическом аспектах претендует на то, чтобы соединить практически всю Евразию. И в котором Россия, по мнению китайских дипломатов, как минимум с 2017 года является «ключевым партнером» Китая.
Что касается практической реализации сотрудничества в сфере экономики и промышленности, то она началась на следующий день после завершения переговоров глав двух государств. Выставка ЭКСПО в Харбине открылась 17 мая. В ней принимает участие 80 компаний из РФ. При этом, по словам спецпредставителя президента России, Дмитрия Пескова, основной акцент мероприятия сделан даже не на контракты и соглашения между отдельными компаниями, а на стратегическое сотрудничество между целыми регионами двух государств.
В общем, нынешняя встреча лидеров России и Китая не просто стала успешной, она помимо прочего, очертила образ будущего, как для двух наших стран, так, наверное, в какой-то степени и для всего мира.
«Как независимые центры формирующегося многополярного мира Россия и Китай будут в полной мере использовать потенциал двусторонних отношений в целях равноправного и упорядоченного продвижения этого процесса и демократизации международных отношений, консолидировать усилия на построении справедливого и рационального многополярного мироустройства».
Как минимум, в совместном заявлении России и Китая об этом говорится со всей очевидностью.