В период санкций перед Россией встали проблемы импортозамещения по самым разным группам товаров. Одной из них стала продукция легкой промышленности. На этом направлении одним из стратегических партнеров нашей станы стал Кыргызстан. При этом речь идет о долгосрочном партнёрстве, которое идет на пользу как КР, так и РФ.
Фото: pxhere
Проблема импортозамещения тех или иных видов продукции остается для России весьма актуальной. Все же западные санкции привели к существенным изменением в структуре как экономики РФ, так и промышленности. Однако нельзя сказать, что официальная Москва эти проблемы не решает.
И если, например, сфера IT-технологий пока в целом отдана на откуп параллельному импорту, то другие виды продукции производятся либо уже на территории РФ, либо в рамках совместных инвестиционных проектов с ближайшими стратегическими партнерами.
К примеру, одним из центров продукции легкой промышленности, а именно одежды, для россиян постепенно становится Кыргызстан. Так, по данным Национального статистического комитета республики, выпуск мужской верхней одежды за нынешние полгода вырос на 33,1%, а женской — на 41,7%. Самый значительный рост показало производство трикотажного нижнего белья. Если за первые шесть месяцев 2022 года в Кыргызстане было выпущено 41,4 тысячи единиц белья, то за такой же период 2023 года — 362,6 тысячи. В 2022 году поставки товаров легкой промышленности из Кыргызстана в Россию выросли вдвое, до 200 миллионов долларов.
Пару слов следует сказать, о том, что это вообще за одежда. Это не некое «безликое» производство, а вполне состоявшиеся национальные бренды КР. В основном это, конечно, так называемый Fast Fashion — то есть удобная, практичная одежда, которая делается максимально быстро. Клиенты получают её в течение десяти дней после заказа.
Среди брендов Кыргызстана, которые уже довольно давно осваивают российский рынок, наиболее известны Cool Bro’s Суймонкула Жолдубаева, Belmaro Анастасии Бельц, изделия дизайнера Ирины Хегай, Chic и Sofi&Co.
При этом заказы, как и производственные мощности в самом Кыргызстане, постоянно растут. По словам главы Российско-Кыргызского Фонда развития Артёма Новикова, все швейные цехи и фабрики республики загружены заказами из России на полгода вперед. Более того, как отметил заместитель председателя кабинета министров Кыргызстана Эдиль Байсалов, сейчас предприятиям легкой промышленности не хватает рабочих рук. Поэтому владельцы фабрик вынуждены завозить в Кыргызстан трудовых мигрантов из Непала, Бангладеш, Пакистана и Вьетнама.
Впрочем, думается, это временная проблема. Поскольку все это импортозамещение для КР — история не только про то, чтобы максимально плотно интегрироваться в российский рынок и производственные цепочки по импортозамещению, но и отрегулировать свой собственный национальный рынок. В том числе и через повышение профессиональных компетенций кыргызских работников. Ровно поэтому, кстати, особое внимание в этом году власти Кыргызстана уделяют сфере образования, о чем мы писали раньше.
Уже сейчас встраивание в цепочки российского импортозамещения создает в стране тысячи новых рабочих мест, решая проблему занятости кыргызской молодежи. И нельзя не упомянуть тот факт, что Кыргызстан в силу сложившейся геополитической ситуации с «санкционной войной» Запада против России через сотрудничество с РФ фактически восстанавливает реальный сектор своей национальной экономики, в котором Россия выступает не только главным торговым партнером, но и крупнейшим инвестором. И речь идет не только о легкой промышленности, но и наукоемких отраслях экономики и энергетики. Инвестиции, стоит напомнить, это не деньги «безвозмездно, то есть даром». Это то, с чего российский бизнес впоследствии планирует получать существенные дивиденды.
И получение такой прибыли более чем реально — хотя бы потому, что в рамках кыргызско-российских экономических отношений сформировался крайне благоприятный для масштабных капиталовложений инвестиционный и экономический климат. Дело в том, что в той же текстильной отрасли между двумя государствами действует упрощенный порядок налогообложения. Фирмы, работающие в этой сфере, платят единый налог в размере 0,25%. Отсюда и постоянный рост поставок, а также — количества предприятий в швейной и текстильной сфере.
Через Российско-Кыргызский Фонд развития уже профинансировано более 130 проектов в сфере легкой промышленности. Одним из крупнейших из них стал проект текстильного кластера в городе Оше. РКРФ выделил кредит в размере 4,3 миллиона долларов на строительство в Оше швейной фабрики с общим объемом производства более 7 миллионов единиц швейной продукции в год. Свыше 90% продукции будет экспортироваться в Россию и страны Евразийского экономического союза.
Впрочем, через Фонд финансируются не только крупные проекты. Кредиты могут получить и индивидуальные предприниматели, как это произошло в случае с Бермет Аскаровой, которой выдали кредит на 150 тысяч долларов для строительства дополнительного помещения под швейных цех. Что характерно, её продукция в основном идет оптовикам в Россию.
В целом понятно, что Кыргызстан максимально плотно и прибыльно встроился в российскую экономику. Однако, нужно понимать, что и Россия от такого сотрудничества в выигрыше. В краткосрочной перспективе – это импортозамещение в сфере одежды и белья. Особенно актуально это в сфере ухода с российского рынка западных брендов. В долгосрочном же контексте – это прибыли от инвестиций в экономику КР, а также от совместных и непосредственно российских производств на территории республики.