Кыргызстан претендует на то, чтобы стать одним из главных транспортных узлов на пространстве ЕАЭС. На территории республики уже реализуется несколько крупных логистических проектов. И несмотря на то, что у КР нет общих с Россией границ, главным партнером в этих торговых связях выступает именно наша страна.
Фото: canva.com
Кыргызстан активно развивает свою транспортную сеть, ориентированную в первую очередь на российские рынки. Более того, в пространстве Евразийского экономического союза, Кыргызская Республика претендует на то, чтобы стать одним из важнейших транспортных хабов.
На востоке Кыргызстан граничит с Китаем, одним из важнейших партнеров по ЕАЭС. На западе граничит с Узбекистаном и Таджикистаном. На севере – с Казахстаном.
Но в плане транспортировки товаров через Казахстан у России и КР есть определенные проблемы логистического свойства. Дело в том, что на границе Казахстана и России образуются постоянные многокилометровые очереди грузовых машин. В первую очередь это не устраивает экспортеров сельскохозяйственной продукции, поставляющих скоропортящиеся товары на российский рынок.
Именно поэтому в республике развиваются сразу несколько транспортно-логистических проектов. Во-первых, Кыргызстан сейчас испытывает необходимость в создании современных оптово-распределительных центров с технологически развитой системой складирования, хранения и реализации продовольственных товаров.
Во-вторых, уже строится железная дорога «Китай–Киргизия–Узбекистан». Поскольку Узбекистан граничит с Туркменистаном, а тот, в свою очередь, имеет выход к Каспийскому морю, то транзит грузов в Россию через Каспий станет в несколько раз дешевле. Кстати, одновременно с этим, маршрут из Китая через Киргизию станет главным конкурентом маршрута по казахстанским железным дорогам.
Этот проект стартовал в начале 2023 года, как и было сказано выше, грузы пойдут через Узбекистан в туркменский порт Туркменбаши, откуда оперативно будут доставляться в российские порты «Астрахань» и «Махачкала».
Уже сейчас киргизская сторона заявляет о готовности запускать до сорока грузовиков с товарами по данному направлению ежедневно. В дальнейшей перспективе это количество вырастет до 150-200 машин в день.
Кстати, вся эта логистика служит и экономическому укреплению Кыргызстана. За счет проработки транспортных коридоров по пространству ЕАЭС, Кыргызстан в 2022 году увеличил свой ВВП на 7%, опередив по этому показателю другие страны-члены Евразийского союза.
В свою очередь, проектируемый Южный транспортный маршрут станет наиболее коротким для доставки продукции в южные регионы России. Это оптимальный вариант экспорта сельхозпродукции для земледельцев Ошской, Джалал-Абадской и Баткенской областей. Скорость поставок, в данном случае играет крайне важную роль.
Основные виды сельхозпродукции из Кыргызстана, стоит напомнить, это фрукты, овощи, а также молоко и молочная продукция. Все это, вполне очевидно, довольно быстро портится.
Несмотря на нынешние сложности в логистике, поставки сельхозпродукции из КР в РФ неуклонно растут. Если в 2018 году речь шла о годовых объемах поставок в размере 62,7 миллионов долларов, то за 2022 год этот показатель вырос более, чем в двое и составляет 128,5 миллионов долларов.
И понятно, что с развитием новых транспортных коридоров, все эти суммы и проценты увеличатся. Как для Кыргызстана, так и для России.
В целом, если несколько отойти от непосредственно российско-киргизских отношений, то планы Кыргызстана идут куда дальше, они простираются на все пространство ЕАЭС. Судя по всему, КР претендует на то, чтобы стать важнейшим и одним из самых удобных логистических узлов в Евразийском союзе. Активно использование именно киргизских транспортных коридоров приведет к дальнейшей унификации законодательства для снятия барьеров в сфере грузоперевозок и торговли, что в свою очередь ускорит и другие интеграционные процессы в ЕАЭС.
Россия в этом смысле, тоже останется в выигрыше, поскольку конкуренция между транспортными сетями КР и Казахстана, может стимулировать последний для развития уже своих логистических цепочек. Что снимет многокилометровые заторы на казахской границе, о чем говорилось выше.
К тому же, развитие киргизской логистики, укрепляет стратегическое партнерство России и КР. А стратегические партнеры на азиатском направлении в силу понятно какой международной обстановки, нашей стране сейчас очень нужны.