Кыргызстан претендует на роль главного транспортного хаба для России

Кыргызстан претендует на то, чтобы стать одним из главных транспортных узлов на пространстве ЕАЭС. На территории республики уже реализуется несколько крупных логистических проектов. И несмотря на то, что у КР нет общих с Россией границ, главным партнером в этих торговых связях выступает именно наша страна.

Кыргызстан претендует на роль главного транспортного хаба для России

Фото: canva.com

Кыргызстан активно развивает свою транспортную сеть, ориентированную в первую очередь на российские рынки. Более того, в пространстве Евразийского экономического союза, Кыргызская Республика претендует на то, чтобы стать одним из важнейших транспортных хабов.

На востоке Кыргызстан граничит с Китаем, одним из важнейших партнеров по ЕАЭС. На западе граничит с Узбекистаном и Таджикистаном. На севере – с Казахстаном.

Но в плане транспортировки товаров через Казахстан у России и КР есть определенные проблемы логистического свойства. Дело в том, что на границе Казахстана и России образуются постоянные многокилометровые очереди грузовых машин. В первую очередь это не устраивает экспортеров сельскохозяйственной продукции, поставляющих скоропортящиеся товары на российский рынок.

Canva.com

Именно поэтому в республике развиваются сразу несколько транспортно-логистических проектов. Во-первых, Кыргызстан сейчас испытывает необходимость в создании современных оптово-распределительных центров с технологически развитой системой складирования, хранения и реализации продовольственных товаров.

Во-вторых, уже строится железная дорога «Китай–Киргизия–Узбекистан». Поскольку Узбекистан граничит с Туркменистаном, а тот, в свою очередь, имеет выход к Каспийскому морю, то транзит грузов в Россию через Каспий станет в несколько раз дешевле. Кстати, одновременно с этим, маршрут из Китая через Киргизию станет главным конкурентом маршрута по казахстанским железным дорогам.

Этот проект стартовал в начале 2023 года, как и было сказано выше, грузы пойдут через Узбекистан в туркменский порт Туркменбаши, откуда оперативно будут доставляться в российские порты «Астрахань» и «Махачкала».

Уже сейчас киргизская сторона заявляет о готовности запускать до сорока грузовиков с товарами по данному направлению ежедневно. В дальнейшей перспективе это количество вырастет до 150-200 машин в день.

Фото: canva.com

Кстати, вся эта логистика служит и экономическому укреплению Кыргызстана. За счет проработки транспортных коридоров по пространству ЕАЭС, Кыргызстан в 2022 году увеличил свой ВВП на 7%, опередив по этому показателю другие страны-члены Евразийского союза.

В свою очередь, проектируемый Южный транспортный маршрут станет наиболее коротким для доставки продукции в южные регионы России. Это оптимальный вариант экспорта сельхозпродукции для земледельцев Ошской, Джалал-Абадской и Баткенской областей. Скорость поставок, в данном случае играет крайне важную роль.

Основные виды сельхозпродукции из Кыргызстана, стоит напомнить, это фрукты, овощи, а также молоко и молочная продукция. Все это, вполне очевидно, довольно быстро портится.

Несмотря на нынешние сложности в логистике, поставки сельхозпродукции из КР в РФ неуклонно растут. Если в 2018 году речь шла о годовых объемах поставок в размере 62,7 миллионов долларов, то за 2022 год этот показатель вырос более, чем в двое и составляет 128,5 миллионов долларов.

И понятно, что с развитием новых транспортных коридоров, все эти суммы и проценты увеличатся. Как для Кыргызстана, так и для России.

В целом, если несколько отойти от непосредственно российско-киргизских отношений, то планы Кыргызстана идут куда дальше, они простираются на все пространство ЕАЭС. Судя по всему, КР претендует на то, чтобы стать важнейшим и одним из самых удобных логистических узлов в Евразийском союзе. Активно использование именно киргизских транспортных коридоров приведет к дальнейшей унификации законодательства для снятия барьеров в сфере грузоперевозок и торговли, что в свою очередь ускорит и другие интеграционные процессы в ЕАЭС.

Фото: canva

Россия в этом смысле, тоже останется в выигрыше, поскольку конкуренция между транспортными сетями КР и Казахстана, может стимулировать последний для развития уже своих логистических цепочек. Что снимет многокилометровые заторы на казахской границе, о чем говорилось выше.

К тому же, развитие киргизской логистики, укрепляет стратегическое партнерство России и КР. А стратегические партнеры на азиатском направлении в силу понятно какой международной обстановки, нашей стране сейчас очень нужны.

Читайте также