РПЦ укрепляет свои канонические позиции на Африканском континенте.
Фото: pxhere.com
Клирики недавно созданного Африканского экзархата Русской церкви из Камеруна, Малави, Нигерии и ЮАР 11 января этого года закончили свое обучение на богословских курсах в Сретенской духовной академии в Москве. Сами курсы длились около полугода, стартовав 21 ноября 2022-го.
Всего в этой, первой волне африканских православных священников было пять человек. Но данное событие невозможно недооценить, поскольку фактически оно говорит о том, что работа с Африканским экзархатом в РПЦ поставлена на систематическую основу. Как бы и кто бы ни был против. А противники у самого наличия на «христианской карте мира» Африканского экзархата — есть.
Дело в том, что после заявления главы Александрийской церкви (а именно она и окормляет духовно территорию Африки) патриарха Феодора II о признании так называемой Православной церкви Украины неканонической религиозной структурой, возникшей благодаря усилиям украинских властей и решению Константинопольского патриарха Варфоломея, Русская церковь разорвала с оным Феодором II молитвенное общение.
При этом около сотни священников Александрийской церкви также захотели прервать общение со своим предстоятелем. И более того, перейти под управление Русской церкви. Первое обращение со стороны африканских клириков было получено еще в октябре-ноябре 2020 года.
Но Русская церковь на пару лет заняла выжидательную позицию, в надежде на то, что глава Александрийской церкви изменит свои воззрения на то, какие церкви стоит считать каноническими, а какие — нет. Чего, к сожалению, не произошло.
Дополнительная богословская коллизия здесь заключается в том, что Русская церковь разорвала общение только с Александрийским патриархом и епископами, которые также поддерживают каноничность ПЦУ, но не со всей Александрийской церковью. А устраивать свои экзархаты на чужой канонической территории это не просто «грешновато», но и нарушение канонического права. Однако наличие православных африканских священников, которые желали перейти под управление РПЦ, тоже никто не отменял.
К слову, на момент середины 2022 года Африканский экзархат РПЦ насчитывал более 180 клириков из 12 африканских стран. И число это продолжает стабильно расти.
Дипломатическое решение по легитимизации Африканского экзархата все же было найдено. В конце января 2022 года Синод РПЦ выпустил заявление, в котором говорилось:
«Такое непростое решение, принятое в ситуации признания Александрийским патриархом украинских раскольников, никоим образом не является выражением притязания на каноническую территорию древней Церкви Александрийской, но преследует единственную цель — дать каноническую защиту тем православным клирикам Африки, кто не желает участвовать в беззаконной легитимизации раскола на Украине».
Иными словами, появление экзархата изначально носит «исключительный характер». Более того, в случае смены позиции Александрийского патриарха по «украинскому вопросу» наличие данной структуры может быть пересмотрено Синодом РПЦ.
Однако Александрийский патриарх и ряд архиереев за эти годы позицию, кажется, не меняют и только усугубляют ее. В конце ноября стало известно, что Синод Александрийской церкви постановил не поминать в диптихах патриарха Кирилла (что означает фактический разрыв отношений с РПЦ) и «извергнуть из сана» африканского экзарха, митрополита Леонида (Горбачева). На что последний напомнил: «Лишить меня сана может только та Церковь, в которой я несу свое служение».
В общем, уже к концу прошлого года стало понятно, что восстановление отношений с первоиерархами Александрийской церкви — это как минимум вопрос очень долгих перспектив и сложных переговорных процессов. На которые все тот же Феодор II идти, судя по всему, попросту не готов.
При этом количество африканских священников, желающих перейти в юрисдикцию РПЦ, постепенно растет. Знания и умения этих клириков нужно постепенно «подгонять» под стандарты и традиции Русской церкви. Собственно, об этом говорится в официальном сообщении официального сайта РПЦ: «До поступления на курсы все кандидаты имели определенную богословскую подготовку. В рамках краткосрочной программы слушатели курсов получили возможность углубить и систематизировать свои знания в области православного богословия, истории Церкви, литургии, богослужебного устава. В процессе прохождения богослужебной практики… ставленники приобрели необходимые для клириков навыки совершения богослужений, прикоснулись к богослужебной традиции Русской православной церкви».
Ну а если говорить проще, то Русская церковь теперь в Африке очень и очень надолго. И нынешняя партия африканских клириков — это, кажется, только «первая ласточка», за которой последует систематическое «повышение богословской квалификации» африканского православного священства. Которое станет теперь «африканским русским православным». Чего оно, повторимся, публично и официально добивалось с 2020 года.