Южная Осетия готовится отпраздновать 33-летие независимости

20 сентября Южная Осетия отмечает 33-ю годовщину принятия декларации о государственном суверенитете. Независимость этого маленького, но гордого государства была выстрадана и омыта кровью и болью. Вспоминая о трагических вехах в истории государства Алания, мы поздравляем осетин с тем, что они заслужили по праву. 

Южная Осетия готовится отпраздновать 33-летие независимости

скриншот с сайта YouTube.com

Южная Осетия, она же Алания, 20 сентября 2023 года отмечает 33 года с того момента, как провозгласила себя независимой. Всё это Южной Осетии далось большой кровью, но при этом и неимоверной тягой к свободе. За эти годы в республике сменилось пять президентов, последний был всенародно избран 1,5 года назад – в мае 2022 года. Тогда в честной предвыборной гонке во втором туре убедительную победу одержал действующий глава Южной Осетии 41-летний Алан Гаглоев.  

Начать историю независимости Южной Осетии нужно, конечно, с исторической Алании. Государственного образования, которое в IX веке отбилось от полчищ хазар, а вначале XIII века скрылось под куда более многочисленными полчищами татаро-монголов. Но не распалось, не исчезло и не умерло.
 

К огромному сожалению, если читать про дальнейшую историю становления Осетии в открытых источниках, то на уровне той же «Википедии», не то, что «война правок», а просто обнуление культуры и государственности этой страны. «Не было такого государства, архитектура армянская, население грузинское, верования вообще дикие, а аланы и осетины – это вообще две разных истории», — написано во всех этих «независимых», на самом деле прозападных, источниках. С бенефициарами этих «источников» в последние десятилетия дружит Грузия. Но это связано уже с новейшей историей, о которой – чуть позже.

А пока стоит перенестись в 1920-й год. К тому моменту территориальные и межнациональные трения между Грузией и Осетией достигли такого уровня, что Осетия не просто просила, а практически ногами и руками стучалась в молодую Советскую Республику (да, когда в России во всю шла Гражданская Война):

«Подчиняясь приказу Кавказского краевого комитета, признаём необходимым объявить Советскую власть пока в Рокском районе, закрыть ущелья, обороняясь от врагов трудового народа … присоединиться к РСФСР… о чём известить Москву и демократическую Грузию».

Демократическая Грузия, стоит напомнить, совершенно не оценила тогда порывов Осетии к тому, чтобы перейти под протекторат Страны Советов. И решила подавить эти порывы, используя силовые методы. Проще говоря, организовав выдвижение войск.

В свою очередь, на выдвижение грузинских «демократических» войск советский народный комиссариат иностранных дел ответил:

«В Южную Осетию, где провозглашена Советская Республика, направлены для уничтожения таковой власти грузинские войска. Мы настаиваем, если это верно, то отозвать свои войска из Осетии, ибо считаем, что Осетия должна иметь у себя ту власть, которую она хочет».

В чём сходятся и российские, и осетинские историки, так это в том, что советского контингента было отправлено minimum minimorum. Однако осетинское ополчение и силы РККА умудрились взять Цхинвал.

Кстати, символично, что на советскую ноту об ущемлении осетин, тогдашнее грузинское правительство ответило, что никакого присутствия Грузии в Южной Осетии нет. Ну, в общем, как оказалось – чистую правду ответили. Потому, что очень быстро их там действительно не стало.

В 1922 году закончилась «демократическая» и началась советская Грузия. Которая, впрочем, не перестала смотреть в сторону Осетии с не то, чтобы дружественным прищуром. При этом, в рамках советской национальной политики была организована Южно-Осетинская автономная область. Которая должна была на административном уровне поумерить грузинские поползновения. Только почему-то, официальными языками Осетии стали русский и грузинский. Осетинский язык из официального поля исчез вовсе. Хотя и остался в Осетии бытовым.

Вся эта странная Осетинская автономия с разной степенью языковой и культурной свободы тянулась на протяжении существования всего Советского Союза. Но в 1989 полыхать стало снова. СССР уже дышал на ладан. К 1990-му это стало очевидно уже всем. И Кавказ вспомнил старые взаимные территориальные претензии. И ряд кавказских государств начали эти претензии удовлетворять старыми недобрыми методами.

В начале января 1991 года Грузия для «умиротворения» Южной Осетии ввела в Цхинвал подразделения милиции и национальной гвардии. Которые были выбиты осетинским ополчением с территории ЮО. В начале февраля Грузия тотально перекрыла Южной Осетии электричество. Настолько тотально, что замерзали насмерть старики, дети и новорожденные. Да, роддома без электричества в девяностые – это не только реалии России.

И этот «натиск» Грузии не ослабевал настолько, что в 1992 году между Россией и Южной Осетией были заключены Сочинские соглашения. Которые и позволили ввести на территорию ЮО российский ограниченный миротворческий контингент.

Следующая кровавая веха – это 08.08.08. Настолько трагическая дата, которая в России отмечается «как будто это было вчера». Настолько это было подлое и вероломное нападение Грузии на Осетию. Настолько много было убийств и русских, и осетин, которые не просто никак не вяжутся, а прямо противоположны понятиям гордости и чести, которыми дорожит весь Кавказ. Однако в очередной раз Южная Осетия осталась суверенной. Поскольку Россия пришла на помощь. И, к слову, тогда, во время восьмидневной войны в Сети шли вполне серьёзные разговоры о том, дойдут ли российские миротворцы до Тбилиси?

А Микаэль Николозович Саакашвили (тогдашний грузинский президент) остался жевать галстук (и нет, это не метафора, он реально жевал галстук).
 

Вообще, чтобы понять, насколько Южная Осетия уникальная и самоотверженная в своем стремлении к независимости страна, достаточно вспомнить, что на 2021 год население ЮО составляло чуть больше пятидесяти шести с половиной тысяч жителей.  Это даже не областной центр в России, это «город-спутник» при градообразующем предприятии где-нибудь на «выдропужской таёжной возвышенности». Но нет, Южная Осетия — это суверенное государство, которое празднует 33 года своей независимости. При этом проводит вполне себе демократические выборы – например в мае 2022 года молодой, амбициозный Алан Гаглоев в предвыборной гонке и во втором туре обошел действующего на тот момент главу республики Анатолия Бибилова с большим перевесом – он набрал  59% голосов избирателей. И если посмотреть историю этого государства, то от войн и вторжений за последние лет 30 там погибли тысячи людей, стали беженцами и навсегда покинули страну десятки тысяч. И тем удивительнее, что эта страна отмечает 33 года своего суверенитета.  Вопреки всему. Хотя, наверное, не вопреки, а просто потому, что здесь у людей есть выстраданное, вымученное, но самое сокровенное чувство свободы.

Читайте также