Китайские автобренды Oting, Kaiyi, SWM, Livan, VGV и MG столкнулись с низкими продажами и финансовыми трудностями, что создает риск для их деятельности на российском рынке.

скриншот с видео YouTube
Российский авторынок переживает настоящий кризис китайских брендов: до конца 2025 года страну могут покинуть до десяти автопроизводителей из КНР, таких как Oting, Kaiyi, SWM, Livan, VGV и MG. Причина ухода китайских брендов — низкие продажи, убыточные салоны и переполненные склады, сообщает «Коммерсантъ».
После ухода западных автопроизводителей в 2022 году китайские бренды, такие как Chery, Geely и Haval, заполнили рынок России, заняв более 60% продаж новых автомобилей к началу 2025 года. Однако менее известные марки столкнулись с жесткой конкуренцией и неспособностью удержаться на рынке. Только за первый квартал 2025 года в России закрылось 213 шоурумов китайских брендов — это в 3,2 раза больше, чем за тот же период 2024 года. При этом новых салонов открылось вдвое меньше, чем годом ранее, что говорит о резком падении интереса инвесторов.
Замгендиректора по продажам новых автомобилей группы «Авилон» Ренат Тюктеев отметил, что шансы выжить есть только у тех брендов, которые продают хотя бы 60 автомобилей за три месяца.
Автодилеры выделяют несколько ключевых проблем, из-за которых китайские марки сворачивают бизнес. Таким образом некоторые бренды, такие как Kaiyi или SWM, продают всего по одной машине в месяц. Склады забиты, а покупателей нет: россияне либо выбирают более известные марки, либо откладывают покупку из-за высоких цен и ставок по автокредитам, которые достигают 20–25% годовых.
Высокие издержки также играют важную роль. Так, содержание одного автосалона с сервисным центром обходится дилерам в среднем в 860 тысяч рублей ежемесячно. Для брендов с низкими продажами это становится непосильной ношей. Например, у Bestune (FAW) закрылось 26 салонов, а у Kaiyi — 20, что стало антирекордом в первом квартале.
Кроме того, многие китайские марки предлагают автомобили с похожими характеристиками, дизайном и ценой в диапазоне 2–3 млн рублей, но не могут конкурировать с лидерами рынка, такими как Chery или Geely. Покупатели жалуются на качество сборки, отсутствие запчастей и коррозию кузовов, которая проявляется уже через два года эксплуатации в российских условиях.
На сегодняшний день в зоне риска оказались бренды с минимальной клиентской базой: Oting, Kaiyi, SWM, Livan, VGV и MG. Например, продажи Livan в 2024 году составили всего 312 автомобилей, а SWM — 405 машин, что катастрофически мало для рентабельности. Даже более известные марки, такие как MG, теряют позиции: их продажи упали на 18% за год из-за высокой конкуренции и проблем с поставками запчастей.
А вот лидеры рынка — Chery, Geely и Haval — продолжают укреплять позиции. Chery, например, имеет 206 салонов по всей России, а Haval недавно открыл еще 5 новых шоурумов, доведя их число до 80. Эти бренды предлагают более широкий модельный ряд и активно локализуют производство в России, что снижает издержки.
Глава Ассоциации российских автомобильных дилеров Алексей Подщеколдин считает, что рынок перенасыщен китайскими марками, и «выживут только сильнейшие».
Автоэксперт Сергей Целиков из агентства «Автостат» добавил, что ситуация может ухудшиться к лету 2025 года, когда дилеры распродадут остатки складов. После этого цены на новые поставки вырастут из-за пошлин и курса валют, а это еще больше отпугнет покупателей». Напомним, что с января 2025 года утилизационный сбор для китайских машин увеличился: для автомобиля с двигателем 1–2 литра он составляет более 700 тысяч рублей, что делает импорт еще дороже.
Уход китайских брендов может ударить по владельцам их автомобилей. Уже сейчас многие жалуются на сложности с ремонтом: запчасти для таких марок, как Kaiyi или SWM, приходится ждать по 45 дней, а в автосервисах растет число контрафактных деталей.
С другой стороны, сокращение числа брендов может сыграть на руку лидерам рынка и российским производителям, таким как LADA, чья доля продаж в 2024 году составила всего 30%. Некоторые дилеры уже начали предлагать скидки до 1 млн рублей на китайские машины, чтобы распродать остатки, что может стать шансом для тех, кто хочет купить авто подешевле.
Если прогнозы дилеров сбудутся, к концу 2025 года число активных китайских шоурумов в России может упасть ниже 4 тысяч. Однако эксперты уверены: рынок не останется пустым. Место уходящих брендов займут те, кто лучше адаптируется к условиям, например, через локализацию производства.