Русский язык становится все более актуальным и важным фактором для миграционных экономических процессов на территории Центральной Азии и стран СНГ. О том, как Россия реализует образовательные программы с упором на изучение русского языка в Кыргызстане, читайте в материале «Государственных Новостей».
Фото: пресс-служба посольства России в Киргизии
В Ошском государственном педагогическом университете открыли центр дополнительного образования. Он создан в рамках реализации российской государственной программы «Поддержка и продвижение русского языка за рубежом».
В новом центре в Оше будут осваивать программы по изучению русского языка и общеобразовательным предметам на русском языке, а также проводить учебно-методические мероприятия по поддержке учителей. Возможность изучать русский язык и культуру получат не только школьники и студенты, но и все желающие. Центр стал уже вторым в «южной столице» — первый открылся при представительстве «Россотрудничества» в конце 2023 года. Подобные центры работают и в других городах Кыргызстана — в Канте, Нарыне и Таласе.
Русский язык был и остается языком межнационального общения в постсоветских странах, в том числе и в Кыргызской Республике. Владение русским языком открывает перспективы успешной карьеры и высокооплачиваемой работы во всех странах СНГ. Без него невозможно полноценно участвовать в интеграционных процессах вместе с Россией.
По разным оценкам, число граждан Кыргызстана, владеющих русским языком, достигло 73%. Это один из самых высоких показателей не только в Центральной Азии, но и в СНГ. Он растет все последние годы из-за трудовой миграции в Россию и благодаря стремительному развитию совместных производств и проектов промышленной кооперации в самой Республике.
Впрочем, высшее руководство Республики и нынешний уровень оценивает, как недостаточный. В частности, министр образования и науки Кыргызстана Догдуркул Кендирбаева выразила сожаление послу России в Республике по поводу нехватки в школах страны учителей-предметников, преподающих на русском языке. По ее данным, в школах с русским языком обучения не хватает более 800 педагогов, главным образом преподавателей дисциплин естественно-математического профиля. И это необходимо учитывать при подготовке специалистов в вузах России, поскольку в Кыргызстане практически не ведется подготовка специалистов такого профиля.
С другой стороны, Россия сейчас активно развивает проекты в КР, связанные с изучением русского языка. В течение 3 лет (в 2025, 2026 и 2027 годах) Россия построит за свой счет 9 полностью укомплектованных школ в Кыргызской Республике. Они появятся в городах Бишкек, Баткен и Каракол. Все девять школ будут оснащены самыми передовыми технологиями, иметь бассейны, футбольные поля и другую спортивную инфраструктуру. В каждом учебном заведении будет по 68 классов. Обучение будет вестись по образовательным стандартам обеих стран на бесплатной основе учителями из Кыргызстана и России. Выпускники получат одновременно аттестаты обеих стран. Стоимость каждой школы составит примерно 500 миллионов рублей. Всего на проект выделяется 4,5 миллиарда рублей из бюджета РФ.
Уже сейчас в рамках программы «Российский учитель за рубежом» в 2023/2024 учебном году в 51 школе Кыргызстана работают 120 педагогов из России. Предполагается в ближайшее время довести их число до 150 человек.
Иными словами, Россия оказывает помощь Кыргызской Республике в развитии образования на русском языке: строит школы, открывает образовательные центры, посылает квалифицированных педагогов и методистов, содействует в оснащении образовательных учреждений учебниками и методическими пособиями.
С другой стороны, в силу изменений в подходах к миграционной политике в самой России, знание русского языка для трудовых мигрантов становится все более актуальной потребностью.
Так, выступая на заседании Совета по поддержке русского языка президент России Владимир Путин, предложил закрепить уровни владения русским языком для мигрантов с учетом потребностей при трудоустройстве, повседневном общении, а также социальных и культурных норм поведения. Кроме того, глава государства предложил выработать единый федеральный алгоритм работы с детьми приезжих, не владеющими или слабо владеющими русским языком.