В Кыргызстане вновь подняли голову маргинальные националисты. В частности, в Республике появился так называемый «языковой патруль» под руководством одиозного неонациста Айтилека Орозбекова, который ранее отбывал тюремное заключение за призывы к свержению действующей власти. О том, кто и как в Кыргызстане препятствует русскому языку, как на это смотрит население страны и кому на самом деле выгодны подобные «языковые патрули», читайте в материале «Государственных Новостей».

pixabay.com
Кыргызский националист Айтилек Орозбеков пытается всеми способами привлечь к себе внимание. Теперь, пытаясь копировать практику современных неонацистов он организовал некие «языковые патрули», срывая таблички и вывески на русском языке с городских улиц, кафе и магазинов.
Занимается этим «борец за чистоту языка» последние два с половиной месяца. Возможно, занялся бы и раньше, но до этого он банально сидел в «местах не столь отдаленных». В 2024 году Орозбеков отбывал наказание за «публичные призывы к насильственному захвату власти». Его арестовали на два месяца и выписали штраф на 70 тысяч сомов (800 долларов).
И это отдельный вопрос, почему власти Кыргызстана настолько мягко обошлись с деятелем, который призывал «снести власть», особенно с учетом богатейшего опыта Республики в плане государственных переворотов и цветных революций. Возможно, все дело в том, что этот деятель в прошлом был помощником депутата Жогорку Кенеша Э. Кокулова.
Впрочем, неприязнью к русскому языку в Республике отличаются не только сидельцы-маргиналы, но и некоторые особо одиозные представители государственной власти Кыргызстана. Так, спикер Жогорку Кенеша Нурланбек Тургунбек уулу (Шакиев) известен своей неприязнью к русскому языку. В конце 2022 года он выступил за переименование на кыргызский 4 районов Бишкека, названия которых не изменились со времен СССР. Он неоднократно предлагал отключить в Кыргызстане вещание телеканалов на русском языке, убрать с домов на улицах городов любые таблички на русском. В 2024 году спикер заявил, что учеников начальных классов в Республике следует обучать только на государственном (кыргызском) языке. При этом нынешний закон об образовании предусматривает многоязычие в обучении, предоставляя гражданам право выбора языка.

О том, насколько это неадекватные предложения, можно судить хотя бы по тому факту, что по самым скромным оценкам, число граждан Кыргызстана, владеющих русским языком, достигло 73%. Это один из самых высоких показателей не только в Центральной Азии, но и в СНГ. Он растет все последние годы из-за трудовой миграции в Россию и благодаря стремительному развитию совместных производств и проектов промышленной кооперации в самой Республике.
В этом контексте понятно, почему в ответ на заявление спикера Жогорку Кенеша Нурланбека Тургунбек уулу (Шакиева) о необходимости блокировать в интернете весь контент на русском языке, президент Республики Садыр Жапаров заявил, что это – личное мнение политика, не отражающее официальный подход государства к русскому языку. По его словам, русский язык – один из мировых, и без владения им молодежь никогда не сможет выйти за пределы Кыргызстана.
В Республике с каждым годом растет популярность русского языка. Владение им становится главным условием получения хорошей работы и успешной карьеры не только в России, но и на всем пространстве СНГ. Углубление интеграции, создание совместных производств и промкооперация также невозможны без знания русского языка.

По данным социологических исследований, 65% населения Кыргызстана выступают за расширение изучения русского языка. А 85% граждан Республики поддержали на референдуме 2021 года Конституцию страны, в которой закреплен официальный статус русского языка.
Министр образования и науки КР Догдуркүл Кендирбаева выразила в 2024 году сожаление послу России по поводу нехватки в школах страны учителей-предметников, преподающих на русском языке. По ее данным, в школах с русским языком обучения не хватает более 800 педагогов, главным образом преподавателей дисциплин естественно-математического профиля. При этом известно, что сразу после своего назначения в 2023 году Кендирбаева заявляла о необходимости закрыть русские классы в сельских школах, а позже предлагала отказаться от приглашения русских учителей и заменить их волонтерами американского «Корпуса мира».
Однако, реальность такова, что эти устремления довольно быстро поменялись поскольку, само население Республики в большинстве своем хочет изучать и знать русский язык.
Нужно понимать, что активность пещерных националистов в КР играет на руку тем малочисленным политическим силам, которые пытаются отвлечь внимание от реальных проблем путем громких и резонансных заявлений. Самыми частыми из которых становятся призывы к изгнанию русского языка из общественного пространства Республики, и, в конечном счете – к разрыву с Россией. Все эти заявления открыто поощряются и подстрекаются Западом, который заинтересован в разжигании межнациональных конфликтов в стране, дестабилизации обстановки и свержении действующей власти, которая успешно развивает связи с Москвой на благо всего кыргызского народа.