Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов 19 мая 2023 года выступил с отчетной речью, посвященной итогам празднования 320-летия Северной Столицы. Градоначальник перечислил ряд проектов, которые были инициированы под юбилей Питера, в том числе инициативы по строительству новой высокоскоростной железной дороги до Москвы, тактовое движение электричек в ряде районов, развитие транспортной сети на северо-западе города.
Фото: pxhere.com
Однако, интересно тут то, о чем господин Беглов не сказал. А практически ничего не сказал он о метро, которое в последние годы стало какой-то глобальной головной болью, как для жителей Петербурга, так и для чиновников из Смольного.
В своем выступлении по теме метрополитена господин Беглов отметил буквально следующее: «Ведется строительство железнодорожной платформы «Новая Лахта». К ней и к будущей станции метро построят подземный переход… К трехсотдвадцатому дню рождения Петербурга были выпущены сувенирные карты «Подорожник». Мы выполнили пожелания многих горожан и открыли в Интернете «Личный кабинет» для тех, кто ими пользуется. Теперь пополнить баланс своего проездного билета можно дистанционно, не только через кассы метрополитена».
Про личный кабинет для «Подорожников» — вообще странная история. Потому, что гордо рапортовать о возможности что-то сделать через Сеть в 2023 году, когда есть Госуслуги, где через Сеть делается вообще всё, это весьма нетривиальный ход.
Однако, проблема даже не в этом. А в том, что господин Беглов почему-то тактично умолчал об обновлении вагонов питерского метро. А это был один из магистральных проектов к 320-илетию города.
Еще в январе 2021 года председатель комитета по транспорту в одном из интервью заявил: «Сейчас выстраиваем программу замены к 320-летию Санкт-Петербурга – 320 новых вагонов метрополитена, это подарок губернатора городу».
К 2022 число это увеличилось до 950-и вагонов. Правда, уже тогда у экспертного сообщества возникли резонные сомнения в том, что такие масштабные закупки в принципе осуществимы для Петербурга в столь короткие сроки. Проблема была в том, что, например, по плану в 2022 году Питер должен был получить 72 новых вагона, а получил, почему-то только 64. Ну, и понятно, что при таких темпах ежегодных закупок ни о каких 320-и вагонах к 2023 году речи уже не шло в принципе. Не говоря уж про 950.
При этом, проблема с изношенностью подземных составов назрела более чем остро и довольно давно. По ряду данных на момент октября 2022 года половина всех вагонов питерского метрополитена была изношена на 100%. Если говорить проще, то все это ездит и не разваливается на ходу только благодаря постоянным «модернизациям». То есть, ремонту в режиме нон-стоп. Но это, по понятным причинам, не панацея. И, мягко говоря, ситуация, далекая от нормы. Тем более, что ряд, фактически, аварийных вагонов эксплуатируется уже около 28-33 лет.
Но все же откуда эти цифры в 950 и 230 новых вагонов? Не «с потолка» же они взяты, в самом деле. Нет, не с потолка. Просто поданы как-то уж очень своеобразно. В частности, 24 января 2023 года Комитет по транспорту отчитался ровно о такой цифре, о закупке 950 новых вагонов метро, почему-то отнеся эти вагоны к «наземным видам транспорта».
Однако, если более подробно исследовать эти отчеты, то оказывается, что речь идет о поставке вагонов в течение 10-и лет, до 2031 года включительно (что также вызывает сомнения, поскольку и сейчас имеет место быть ежегодный недобор по новым вагонам). А платить за эти подземные составы город будет еще 25 лет. Такие вот «подарки на день города». В рассрочку и с недокомплектом.
Более того, качество новых вагонов, которые все же получил метрополитен тоже вызывает вопросы. В новых вагонах нет ранее заявленных кондиционеров, поскольку по мнению ряда профильных чиновников воздух Петербурга и так «богат кислородом». Отсутствуют переходы между вагонами и порты USB, которые были анонсированы ранее.
Стоит напомнить, что ранее губернатор Петербурга обещал построить к 2050 году 89 новых станций метро. Однако, позже заявил, что его «не так поняли», и он имел в виду все объекты подземной транспортной инфраструктуры в целом. Впрочем, почему-то и в реализацию этих, более скромных планов, огромное количество петербуржцев верит с трудом.