По следам ПМЭФ: какое будущее ждет российский кинематограф?

На прошлой неделе в Санкт-Петербурге прошел 26-й Международный экономический форум. Это очень знаковое событие, на котором поднималось огромное количество важных вопросов. Один из них касался настоящего и будущего российского кинематографа. Кино уже давно перестало быть просто способом развлечься. С его помощью можно донести до людей какие-то мысли, переживания и рассказать историю.

По следам ПМЭФ: какое будущее ждет российский кинематограф?

кино, хлопушка, пленка

На полях ПМЭФ-2023 глава телеканала «Санкт-Петербург» Александр Малькевич, генеральный продюсер компании «Триикс Медиа» Инесса Юрченко, а также военный обозреватель Юрий Подоляка и журналист Михаил Онуфриенко подняли важный вопрос: какие же фильмы нужно снимать в России? Все они пришли к одному выводу – необходимо показывать на большом экране кино про СВО. Причем не только в стиле документалистики, но и через художественные образы.

Действительно, ведь фильмы являются мощным средством сохранения и передачи памяти о прошлом, а также позволяют рассказать о настоящем. Такое кино помогает сохранить коллективную память нации и уважение к истории. Причем, отмечают эксперты, Украина весьма активно навязывает свою версию происходящего в мире через киноиндустрию.

«С 2014 года у нас вышло пять фильмов, рассказывающих о происходящем на Донбассе, из которых только один по госзаказу за госбюджет. У нас — это я обобщаю, потому что «Ополченочка» Романа Разума – это Лугафильм, снимался в ЛНР, его силами. А по госбюджету был только «Донбасс. Окраина». Всё. НТВ сделали «Военного корреспондента», но это довольно слабая картина. К двум фильмам имела отношение находящаяся здесь Инесса Юрченко – очень сильный и страшный фильм «Солнцепёк» и «Лучшие в аду». А потом посмотрел, сколько фильмов у той стороны – их под два десятка, включая сериалы, где была дана максимально широкая трактовка. И в игровой форме, и пытались шутить с привлечением западных сил и средств. То есть у них это поставлено на поток. Причём каждый фрагмент истории, начиная с гражданской войны, украинские деятели переосмыслили так, как им было нужно. Нашей версии нет. Полтора года идёт специальная операция, и только один фильм с пылу с жару – «Лучшие в аду». Но это вообще частный проект», – посетовал генеральный директор телеканала «Санкт-Петербург» Александр Малькевич.

Фильм «Лучшие в аду», действительно, был снят без поддержки государства – благодаря бизнесмену из Санкт-Петербурга Евгению Пригожину. Те, кто уже успел посмотреть военный боевик, назвали его самым необычным за последние годы. Первая его отличительная особенность – это отсутствие типичного разделения на «плохих» и «хороших», которое традиционно прослеживается почти во всех фильмах. Кроме того, хоть кино и художественное, в основу положен реальный боевой опыт, а сами съемки велись в горячих точках, что требовало от актеров не только хорошей подготовки, но и сильной выдержки – не так-то просто сохранять самообладание, когда рядом с тобой взрываются настоящие снаряды. «Лучшие в аду» стали настоящим прорывом прошлой осени: всего за две недели фильм посмотрели свыше 100 млн человек. Немаловажно, что фильм основателя ЧВК «Вагнер» стал первой игровой картиной о СВО. Следом были сняты документальные фильмы, но другие игровые так и не появились.

Видимо, это подтолкнуло и других на создание чего-то подобного, так что, по словам представителя «Триикс Медиа» Инессы Юрченко, кинематографисты уже начали снимать художественные фильмы про спецоперацию на Украине.

«Неправильно полагать, что художественных картин про СВО сейчас совсем нет в производстве. Мы общаемся с коллегами, и мне известно, что такие фильмы снимаются», – сказала она, но не уточнила, какие именно.

Российское кино, основанное на реальных событиях, может иметь образовательную ценность, служить инструментом для изучения истории, социальных проблем, политических событий и культурного контекста. Оно стимулирует зрителей задуматься, провести дополнительные исследования. Именно поэтому крайне важно снимать достоверные фильмы и поддерживать проекты на государственном уровне. Посмотрим, принесут ли на практике какие-то результаты озвученные на ПМЭФ мысли представителей этой отрасли.

Читайте также