В РГГУ открылся магистерский образовательный курс по «Эзотеризму и мистицизму», что породило бурное обсуждение в сети. О том, что это за курс, почему его считают потенциально опасным, и так ли он опасен на самом деле, читайте в материале «Государственных Новостей».
Canva.com
Новость о том, что Российский государственный гуманитарный университет открыл магистерскую программу «Эзотеризм и мистицизм: история, учения, практика», в определенных кругах вызвала, мягко говоря, резонанс.
В общих чертах сводится он к одному очень емкому заголовку в «Дзене»:
«В РГГУ можно получить диплом магистра темной магии эзотерики».
«Я понимаю, что ребята решили хайпануть и заработать на повальном увлечении эзотерикой. Но, друзья, вы должны были бороться со злом, а не примкнуть к нему!», — высказал мнение в своем телеграм-канале священник Владислав Береговой. — «Если вы хотите сказать, что вы просто изучаете эзотерические практики для повышения кругозора, то откройте кафедру сектоведения, а не спиритизма и шаманизма, и изучайте спокойно, называя вещи своими именами, не придавая оккультизму флёр научности».
Несмотря на некоторую экспрессивность этих высказываний, нельзя сказать, что опасения отца Владислава совсем уж беспочвенны. Можно, например, вспомнить, что по итогам 2023 года, согласно открытым данным, рынок оккультных услуг в нашей стране приблизился к объему в 2 триллиона рублей.
Многие специалисты-религиоведы отмечают, что Россия постепенно превращается, если еще не превратилась в «страну победившего оккультизма». И понятно, что инициативы по даже «нейтральному» и академическому изучению неких мистических и эзотерических практик в определенных кругах вызывает острую обеспокоенность.
В связи с этим стоит все же подробнее поговорить про то, что предлагает РГГУ, и есть ли в этом курсе что-то «не то»?
Вообще, подана информация на сайте вуза максимально нейтрально, а в презентации курса говорится, что изучать магистранты эзотерику будут, как с «апологетических, так и с критических позиций» при том, что в основу курса положена объективность.
Но это в целом те принципы, которые звучат в аннотации к любой вузовской программе, а особенно к любой гуманитарной программе. И то, что публично заявлено может отличаться от практики. Вопрос в том, кто и как будет преподавать дисциплины.
Конкретно с данным курсом и преподавательским составом все очень интересно. С одной стороны, «Историю исследований эзотеризма, Эзотеризм и современную массовую культуру» будет преподавать доктор философских наук Павел Носачев, который учился и сейчас работает на кафедре «Религиоведение» Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Где читает тот же курс и по словам коллег «никого в эзотерика не превратил», а если говорить серьезно, то спокойно занимается именно академической наукой.
С другой, есть в числе преподавателей кандидат культурологии, Оксана Куропаткина, которая будет вести «Христианский мистицизм». Поимо РГГУ, она, как минимум, преподавала в Свято-Филаретовском православно-христианском институте. А это учебное заведение имеет непосредственное отношение к движению «кочетковцев». К которому у российских сектоведов имеются, мягко говоря, вопросы по поводу того, почему оно похоже на псевдоправославный культ с вполне себе эзотерическими практиками?
Но, опять же, все это истории косвенные и ни о чем, по большому счету, не говорящие. Если же смотреть на презентацию курса РГГУ в целом, то можно обратиться к словам главы РАЦИРС, профессора Александра Дворкина.
«Пока все это выглядит, как программа религиоведения. Курс по эзотерическим учениям — часть утвержденной программы религиоведения. Он всюду есть. Но нужно смотреть на то, что выйдет на практике. Поэтому посмотрим на результаты», — отметил эксперт.
Впрочем, ряд специалистов указывают на то, что Центр изучения религий при РГГУ во главе с Николаем Шабуровым «занимает откровенно просектантскую позицию, что делает их заявку о мировоззренческой нейтральности религиоведческих программ в данном вузе весьма сомнительной». И вполне понятно, что «сектоведческой направленности» в курсе «Эзотеризма» ожидать тоже не стоит.
Есть, впрочем, и другая проблема, которая непосредственно с тем, что РГГУ будут преподавать что-то «не то» и «не так» не связана. Проблема как раз упирается в популярность оккультизма в нашей стране. Есть большая вероятность, что многие оккультные деятели захотят получить себе диплом РГГУ, как государственного учебного заведения, для саморекламы.
Клиенты магов и колдунов не будут разбираться, что подобный диплом подразумевает. Им его будут презентовать, как «диплом эзотерика государственного образца». Ну, а раз государство аттестовало мага и колдуна, как «мага и колдуна», то, значит «и бояться нечего». А чему, как и, главное, насколько успешно будут учиться на этой магистратуре подобного рода студенты – это дело уже десятое.
««Ведьма» Алёна Полынь — тоже дипломированный религиовед. Правда, судя по ее чудовищно невежественным высказываниям, она не слишком преуспевала в учебе», — отмечает профессор Дворкин.
Здесь стоит уточнить, что у «кремлевской ведьмы» (так её периодически называют в СМИ), Елены Суликовой (Алены Полынь) диплом по специальности «теология» — это все же диплом о профессиональной переподготовке. А если мы говорим про РГГУ, то здесь речь идет о магистерском образовании, что значительно серьезнее и основательнее.
Если же говорить с позиций академической науки, вынеся за скобки все эти возможные негативные последствия, то с учетом того, что оккультизм и эзотерика в России действительно стали настолько популярны, изучать их, осмыслить это явление с научной точки зрения в самых разных предметных областях, от социологии с экономикой, до психологии, философии и культурологии, действительно нужно. Как минимум, чтобы понять, что с этими тенденциями делать. И упирается здесь все в вопрос, насколько слушатели курса РГГУ будут заниматься именно этим и насколько именно такому беспристрастному изучению и осмыслению их на этом курсе будут учить.