Киргизская диаспора и трудовые мигранты из Кыргызстана являют собой достаточно важный фактор для российской экономики и внешней политики. Тому, чтобы условия жизни и работы киргизов в России были максимально бесконфликтными и продуктивными, была посвящена недавняя встреча российских и киргизских правозащитников с представителями киргизской диаспоры в Москве.
Фото: canva.com
В посольстве Кыргызской Республики в Москве 10 сентября прошла встреча российского и киргизского омбудсменов Джамиля Джаманбаева и Татьяны Москальковой с представителями национальной диаспоры.
Целью встречи было урегулирование проблем трудовых мигрантов из КР, которых в России довольно много, и они являются существенным финансовым фактором для Кыргызстана.
По сути, Российский рынок из всех внешних стал для КР основным, что решает проблему нехватки трудовых мест в самой республике.
На текущий момент по разным данным в России работает около одного миллиона киргизов. По данным кыргызского Национального банка за 2022 год они перевели на родину 2 миллиарда и 780 миллионов долларов. За первые пять месяцев 2023 года – почти 800 миллионов долларов. В среднем же годовой объем денежных транзакций граждан КР на родину превышает четверть ВВП Кыргызстана. Одновременно с этим, эксперты оценивают вклад мигрантов из Центральной Азии в экономику нашей страны на уровне 8-10 процентов от суммарного российского ВВП.
И здесь стоит отметить, что именно мигранты из Кыргызстана наиболее адаптивным среди всех представителей стран ЦА в России. Дело в том, что изначально они в среднем лучше владеют русским языком. Который в Кыргызстане является официальным, а также языком межнационального общения.
Более того, в Кыргызстане сейчас активно строятся «русские школы», где преподавание будет вестись на русском языке, а аттестаты, которые получат выпускники этих школ, будут «двойного образца», то есть, легитимными, как для образовательной системы Кыргызстана, так и России. Что, в свою очередь, позволит кыргызской молодежи поступать в российские вузы. Поскольку и Бишкек, и Москва заинтересованы в повышении квалификации, образования и профессионализма трудовых мигрантов из КР.
Второй фактор, который повышает эффективность кыргызских рабочих и специалистов в России – это членство обеих стран в ЕАЭС. Что, в свою очередь, позволяет свободно перемещать товары, услуги, финансы и рабочую силу внутри пространства Евразийского экономического союза.
Впрочем, есть и некоторые проблемы, которые, собственно, и обсуждались на встрече правозащитников двух стран с представителями диаспоры. К сожалению, в последние годы наметилась негативная тенденция в сфере знаний киргизской молодежью русского языка. По данным Совета по правам человека России, до 75% детей-мигрантов русский язык знают в недостаточном объеме. В связи с этим Совет выдвинул инициативу перед зачислением в среднюю школу в течение 6 месяцев – одного года бесплатно преподавать таким детям русский язык на специальных курсах. Курсы будут обязательными, и по плану стартуют с 1 сентября 2024 года.
Помимо сложностей с устройством детей мигрантов в школы, на встрече обсуждались и иные проблемы. Например, формальные трудности с выполнением требований миграционного учета, выдворение мигрантов за мелкие нарушения (например, за нарушение ПДД), возможность продления регистрации для самозанятых, защита прав мигрантов с помощью административных исков.
Вообще, тема правового статуса трудовых мигрантов, в том числе и из Киргизии, сейчас активно обсуждается на уровне федеральных властей. Так, в феврале этого года, уполномоченный по защите прав бизнесменов, Борис Титов, предложил увеличить срок действия трудового патента с 1 года до 3 лет, а также создать механизм реабилитации иностранных работников, которым из-за малозначительных нарушений был запрещен въезд в Россию.
Из уже приятых мер, которые снижают бюрократическое бремя, и, к слову, ведут к дополнительной прозрачности и легализации положения трудовых мигрантов в России, стоит отметить следующие меры: с ноября 2023 года граждане Киргизии смогут легально вставать на учет в России, используя регистрацию уведомительного характера, в том числе и в электронном виде. Также они смогут заявлять в госорганы о том, где реально проживают, без согласия собственника жилья. А это уже куда объективнее может показать фактические условия проживания трудовых мигрантов в стране. И с кого, например, уже российским властям собирать налоги.
При этом, с российской стороны на встрече было вполне прозрачно озвучено, что наша страна, будучи правовым государством, и обеспечивая условия для адекватного пребывания и работы мигрантов, предоставляя по необходимости социальную помощь, ожидает от них в ответ соблюдения национального законодательства, уважения культуры и традиций России.
Стоит отметить, что явление трудовой миграции вызывает в российском обществе горячие споры и определенное недовольство. Это, прямо скажем, не бесконфликтная тема. И поэтому крайне важно максимально легализовать этот сегмент экономики, сделать его настолько прозрачным, насколько это вообще возможно. Ну, и четко обозначать те нормы, которым неукоснительно должны следовать мигрантские сообщества, чтобы снизить уровень конфликтности в данной сфере. Чем, собственно, сейчас, применительно к Кыргызстану и занимались российский и киргизский омбудсмены совместно с представителями национальной диаспоры.