Вот уж где переплелись в Петербурге политика, бизнес, интриги и даже убийство. Подробности резонансной истории, в которой засветились громкие имена, напомнила «Наша Версия на Неве».
Впрочем, с момента выхода недавней публикации уже произошли события, которые заставляют еще и еще раз вспомнить историю, завершением которой, видимо, должны стать не просто организационные выводы, но и изобличение тех, для кого даже человеческая жизнь оказалась лишь поводом к развязыванию политических игрищ и переделу бизнес-активов.
Из перечисленных знаковых персон как минимум трое за последний месяц уже вынуждены опасливо озираться вокруг.
Спикера петербургского ЗакСа Вячеслава Макарова, несмотря на его однозначные заявления на официальном сайте «Единой России», прокатили с местом лидера в списке кандидатов в Госдуму – фактически показав, что дальше надеяться на заступничество власти не стоит.
Подручный Макарову оппозиционный депутат Максим Резник коротает дни под домашним арестом по наркоманской статье, а мог бы угодить на нары, если бы спикер не поручился за своего друга лично.
Фактически, как пишут СМИ, сбежал из комитета по строительству Санкт-Петербурга Евгений Барановский, поднявшийся из депутатских помощников в высокие чиновники за счет активного подстрекательства дольщиков к протестным акциям. Теперь большой специалист по провокациям собирается трудиться в Ленинградской области – можно всерьез посочувствовать тамошнему губернатору Александру Дрозденко, который и так испытывает проблемы из-за скандалов с жилыми долгостроями.
Но впервые почва начала уходить из-под ног малопонятного сообщества должностных и выборных лиц в декабре 2020 года, когда глава ЦИК РФ Памфилова публично назвала мерзавцами и мразью организаторов массовых фальсификаций на последних муниципальных выборах в Санкт-Петербурге. СМИ тут же стали тиражировать фамилии возможных причастных: председатель Горизбиркома Виктор Миненко, спикер ЗакСа Вячеслав Макаров.
А совсем недавно Миненко написал заявление об уходе, получив напоследок орден из рук губернатора Беглова, и был устроен в полпредство – советником Александра Гуцана.
Около года назад, в прошлом августе, Санкт-Петербургский городской суд поддержал решение Приморского районного суда, который по иску эсеров лишил мандата депутата МО «Черная речка» («Ланское») Василия Макарова – родного брата председателя городского парламента. Неважно сложились в минувшем мае дела и у самого спикера – «Единая Россия» отказала ему в праймериз в Законодательное собрание.
Тем временем в соседнем зале Приморского районного суда до сих пор продолжает слушаться уголовное дело в отношении руководства ГК «Город». Мифические тысячи пострадавших дольщиков, которых годами усердно пересчитывало полицейское следствие, предпочитают проводить время не в судебных залах, а в своих новых квартирах.
Городское болото
Громкие заявления в адрес братьев Ванчуговых, совладельцев ГК «Город», неожиданно стихли после того, как не только Санкт-Петербург, но и как говорят Россию, покинул городской чиновник, которого сравнительно недавно считали наиболее одиозным обитателем Смольного. Амбиции у Игоря Албина были губернаторские, аппетиты – не уступали. Достаточно вспомнить истории, непосредственно связанные с его именем: стадион на Крестовском, не без участия личных пиарщиков Албина наречённый Баклан-ареной, долгие суды с подрядчиками, многострадальное строительство Фрунзенского радиуса метро, которое обернулось массовыми забастовками, превращённое в скандальный долгострой возведение многоэтажек ГК «Город».
А ещё вице-губернатор Албин умел водить дружбу с оппозиционными политиками и группами инициативных граждан. На чём основывался странный симбиоз, остаётся лишь догадываться. Но либеральные личности всех мастей и оттенков почему-то успевали засветиться в противостоянии с теми, на кого гневался человек, чей рейтинг намного обогнал губернаторский.
После его отъезда в городе многое пошло не так, как прежде. На одном из первомаев дошло до того, что полиция задержала депутата ЗакСа Максима Резника, которому прежде позволялось «правильно протестовать» (вспомним, что сейчас он является еще и фигурантом уголовного дела по наркотической статье). А о пикировке Резника с нынешним губернатором Александром Бегловым в преддверии выборов последнего не знает только ленивый. Ещё ранее в СМИ появилась информация, что этот парламентарий может быть причастен к кампании по вымогательству денег со строителей, занимающихся реновацией. Напомним, осуждённым по уголовному делу оказался коллега Максима Резника и Оксаны Дмитриевой по Партии Роста – депутат Вячеслав Нотяг. В связи с инцидентом с компанией «Воин-В» упоминался спикер ЗакСа Макаров и Албин. Эти же персоны всплыли и в резонансном противостоянии с застройщиком ГК «Город». Вот уж где переплелись политика, бизнес, интриги и даже убийство.
Два года назад Владимир Путин, выступая на коллегии МВД, в очередной раз призвал полицейских следователей не уничтожать бизнес, тем более, когда на внешних фронтах Россию атакуют санкциями. В тот же день был подписан указ о смене начальника полицейского главка в Санкт-Петербурге. На место Сергея Умнова пришёл малознакомый для питерского бомонда москвич Роман Плугин. И есть основания полагать, что у генерала Плугина может не получиться разобрать питерские завалы.
А задолго до этого, в октябре 2015 года, во дворе частного дома зарубили Константина Андреева – мужа активистки, которая тремя годами позже дошла до президента России от имени обманутых дольщиков. Эта смерть стала большим, чем трагедия одной отдельной семьи. Убийство петербуржца Андреева повлекло за собой не только превращение жилых объектов ГК «Город» в долгострой и вылившийся на улицы протест, но и, как ни странно, способствовало определённому перераспределению влияния среди политических сил Северной столицы.
История конфликтного долгостроя и семейная трагедия Андреевой позволили с помощью ряда городских депутатов и чиновников Смольного взрастить Аллу Андрееву из неприметного страхового агента в протестного лидера. Но в какой-то момент хвост начал вилять собакой. И представившись перед президентом России журналисткой из Рязани, она беспощадно нанесла удар по своим недавним покровителям. Особенно досталось Албину, без которого невозможно представить политическую раскрутку этой особы.
Вступаться перед главой государства за вице-губернатора пришлось петербургским депутатам-оппозиционерам Оксане Дмитриевой, Борису Вишневскому и Максиму Резнику. Кстати, несмотря на принадлежность к другим партиям и резкую критику руководства страны, эти парламентарии традиционно находятся на хорошем счету у спикера-единоросса Вячеслава Макарова.
Что ни говорите, а управляемая оппозиция всегда может стать тараном.
Негативное упоминание вице-губернатора Игоря Албина и председателя Горизбиркома, а прежде главного федерального инспектора Виктора Миненко, вовсе не кажется случайным. Ведь, как заметили осведомлённые источники «Нашей Версии на Неве», именно связка Албин–Миненко плюс Комитет по строительству, а также оппозиционные депутаты ЗакСа от Партии Роста и некая гражданка Андреева консолидировано вступили в борьбу за права дольщиков ГК «Город».
Пять лет…
Напомним, что Алла Андреева публично сообщила Владимиру Путину, что именно из-за её общественной деятельности был сожжён личный автомобиль и убит муж. С машиной проще – злоумышленник найден, по странному стечению обстоятельств заключил мировое соглашение и погасил ущерб. Претензий, как следует из материалов дела, пострадавшая к нему не имеет. К тому же доверчивые дольщики, пока шёл розыск злодея, успели скинуться протестному лидеру на новый автомобиль. С мужем хуже…
Константина Андреева убили несколькими рубящими ударами по голове. Прямо на пороге частного дома в деревне Мартышкино, где супруги проживали у родственников, в ожидании завершения строительства квартиры в ЖК «Ленинский парк».
Вдова немедленно обвинила в причастности к убийству семью Ванчуговых. Фактически, два брата – Руслан и Максим, непосредственно занимались строительным бизнесом, третий брат – Роман, был депутатом Госдумы от партии эсеров и находился в конфликте с Оксаной Дмитриевой.
Вице-губернатор Албин, в котором, к слову, собственники ГК «Город» видели одного из тех, кто пытается захватить их бизнес, не просто поддержал Аллу Андрееву в её горе, но и совместно с Дмитриевой всячески продолжал поддерживать протестную деятельность новоявленного лидера.
Через три недели обвинений и медийного противостояния с Албиным, Руслан и Максим Ванчуговы были задержаны. Первый отправился под домашний арест, второй – почти на три с половиной года в СИЗО. Под арестом оказались также все активы ГК «Город». Кстати, в сентябре 2015 года братьям Ванчуговым якобы поступило предложение от вице-губернатора Албина и его помощника Золотова – отказаться от бизнеса в пользу СПб ГУП «Центр содействия строительству». До убийства Константина Андреева оставалась одна неделя…
Примечательно, что совсем недавно Игорь Албин дал проникновенное интервью костромскому предпринимателю, который ныне именует себя столичным общественным деятелем. Самой большой своей победой в Санкт-Петербурге бывший вице-губернатор назвал завершение строительства жилых комплектов ГК «Город». Албин не просто вспомнил о том, как взялся решать проблемы обманутых дольщиков, но и безапелляционно заявил, что руководство застройщика бегало от людей: «Кто-то в думе спрятался, кто-то – за рубежом».
Вероятно, память Албина подводит, и он забыл, что тогда же произошло мерзкое преступление, результатом которого стал кем-то управляемый протест дольщиков, направленный против застройщика и не только.
Игорь Николаевич вещал так самозабвенно, что у сидевшего напротив интервьюера не возникло и мысли, отчего собеседника после выступления Андреевой на президентской пресс-конференции тут же отправили в отставку. А ведь если проанализировать ситуацию, то с кем же из руководства застройщика Албин вёл разговор о «добровольном» отказе от бизнеса, если все сбежали? И кто, видимо, по его указке отсидел долгие годы в СИЗО. К тому же компании, оказавшиеся с его подачи на стройплощадках ГК «Город», хронически срывали свои обязательства перед дольщиками, доведя конфликт до апогея и вынужденного бегства вице-губернатора из Смольного.
Выборы
Некоторые предположения наводят на мысль, что возможной причиной расправы над Константином Андреевым могла стать и политика. Мы не готовы утверждать, что к этому убийству причастен конкретный чиновник, политик или кто-то из его близких соратников. Тем не менее, политическую раскрутку на скандале с ГК «Город» получили так же и бывшие помощники экс-депутата Госдумы Оксаны Дмитриевой, которые перешли в аппарат вице-губернатора Албина.
Один из них – Евгений Барановский, ещё с лета 2015 года стал главным специалистом по дольщикам при высокопоставленном сановнике из Смольного, а с августа 2016 года занял кресло заместителя председателя комитета по строительству Санкт-Петербурга и по сей день курирует работу с проблемными дольщиками. Согласитесь, неожиданный карьерный виток. А ведь именно он, будучи помощником Дмитриевой и хорошим знакомым Андреевой, выделялся среди других на начальном этапе протестных акций против ГК «Город».
Митинги, голодовки, публичные выступления в СМИ, постоянные походы за правдой к высоким должностным лицам и даже попытка Аллы Андреевой стать депутатом петербургского ЗакСа от КПРФ. Всё это избавляло Смольный от необходимости объяснять, почему объекты и активы ГК «Город» необходимо передать на достройку другим компаниям, а Оксане Дмитриевой, которая со скандалом ушла от Сергея Миронова – укрепиться в преддверии выборов.
Почему же до сих пор не найден преступник? Рискнём предположить, что раскрытие этого злодеяния может вытащить не один скелет из шкафа. Слишком странной и на редкость своевременной выглядела смерть Андреева, который не был замечен в каком-либо участии в борьбе за права дольщиков.
Возможно, единственным свидетелем совершённого преступления является как раз Алла Андреева, находившаяся в тот поздний вечер в нескольких метрах от места гибели Константина, но следствие хранит молчание. Как оно хранит молчание и о тесных отношениях Андреевой с некоторыми чиновниками Смольного, которые сложились во время этих событий. Молчит следствие и о возможном сговоре официальных лиц, сводящих счёты с политическими оппонентами вперемешку с захватом бизнеса. Ведь если расценить убийство как инструмент, то статья может получиться тяжёлая.
Поневоле возникает ощущение, что представители полиции, прокуратуры и Следственного комитета не хотят заниматься выяснением обстоятельств расправы над Константином Андреевым, а люди, названные обманутыми дольщиками, безразличны к дальнейшей судьбе Ванчуговых. Дома достроены. Квартиры получены. Деньги, чтобы покрыть разницу в стоимости работ и материалов, со слов адвокатов, смогла изыскать семья Ванчуговых.
В феврале 2020 года в программе «Последние 24 часа» на канале «НТВ» вышла достаточно необычная передача про экстрасенсов, пытающихся расследовать резонансное убийство, а на одном из заседаний Приморского районного суда адвокат Ванчуговых настаивал на вызове в зал бывшего вице-губернатора Игоря Албина.
Редакция «Нашей Версии на Неве» в свою очередь направила запрос главе Следственного комитета России Александру Бастрыкину. В установленные законом сроки получен ответ, что следствие продолжается…
Павел Луспекаев