Власти Кыргызстана пытаются отрегулировать собственную медийную политику, встречая на этом пути ожесточенное сопротивление со стороны, как «независимых» журналистов, так и ряда западных государств. Эти процессы отражаются, как на внутренней политике Кыргызской Республики, так и на российско-кыргызских отношениях.
Фото: скриншот с сайта YouTube.com
Западные страны, и в первую очередь США крайне заинтересованы в том, чтобы контролировать информационное пространство во всей Центральной Азии. Не исключение здесь и Кыргызстан. Буквально на днях стало известно, что крупнейшая американская НКО, работающая в сфере масс-медиа IWPR (циничная аббревиатура расшифровывается как институт по освещению войны и мира) объявила конкурс на вакансию «основного амбассадора», или, фактически, полномочного представителя в Кыргызской Республике.
Судя по всему, представительство этой НКО будет заниматься «обработкой» журналистов и блоггеров, в том числе, и методом прямого их финансирования, для формирования «нужной» коллективному Западу информационной картины в стране.
Здесь нужно отметить, что в Киргизии в сфере масс-медиа сейчас идет натуральная борьба между западными большими деньгами и, собственно, киргизским государством. Либерально настроенная общественность, конечно, скажет, что власти Кыргызстана всячески «ущемляют свободу слова» и ставят СМИ «под тотальный государственный контроль» на законодательном уровне. О законодательстве, к слову, стоит поговорить чуть подробнее и чуть позже. А пока, стоит сказать, все эти нормы связны с тем, что уже несколько лет коллективный Запад, в лице Евросоюза, а особенно США, фактически, пытается контролировать все социальное и политическое медиаполе Кыргызской Республики. Параллельно, работая на то, чтобы еще и вытеснить из этого пространства российские или дружественно настроенные к России кыргызсктансие СМИ.
О чем идет речь? Например, о намерении USAID (Агентство по международному развитию США, крупнейший грант-оператор по линии международных «гуманитарных» проектов) выделить грант на 50 миллионов долларов для СМИ Центральной Азии. В том числе, и Кыргызстана. Официальная цель этого гранта – «противодействие дезинформации в ЦА». Первая часть гранта в размере 12 миллионов долларов уже находится на счетах казахской «дочки» USAID, KazAID. А до этого, во второй половине 2022 года Штаты отправили в Центральную Азию почти 250 миллионов долларов на различные, в том числе и медийные проекты «по продвижению демократии в регионе».
Собственно, цели Запада в рамках текущей глобальной политической повестки максимально прозрачны. Контроль над кыргызскими медиа позволит формировать общественное мнение в «нужную» Вашингтону и Брюсселю сторону. А проще говоря, разжигать русофобские и прочие экстремистские настроения, что в итоге может осложнить отношения России и КР. Которые, стоит напомнить, являются стратегическими партнерами и сейчас это партнерство только расширяется. Например, в ходе реализации проекта строительства в Кыргызстане «русских школ», а также ежегодной межрегиональной конференции по вопросам коммерческого и промышленного сотрудничества. Десятая конференция подобного формата должна пройти в Кыргызстане в этом сентябре.
Это сотрудничество Запад категорически не устраивает. Равно, как и то, что Кыргызстан по факту не присоединяется к антироссийским санкциям, и, более того, является членом, как ОДКБ, так и, что в данном случае важнее, ЕАЭС. То есть, Бишкек и Москва являются максимально близкими экономическими партнерами.
Кстати, инициатива вступить в организацию Евразийского экономического сотрудничества исходила именно из Бишкека. И лоббистом этого решения выступила именно Россия. Что, к слову, в дальнейшем, существенно увеличило товарооборот между двумя странами, и вывело политические отношения двух государств, мягко говоря, не беспроблемные в прошлом, на качественно новый уровень.
В экспертном сообществе, да и во власти КР прекрасно понимают, что переориентирование страны на Запад под давлением «прогрессивной либеральной общественности и СМИ» ни к чему хорошему не приведет. Достаточно посмотреть на все государства на постсоветском пространстве, где случались «цветные революции» разной степени успешности. Страны эти «лихорадит» до сих пор, а перспективы стратегического развития таких «вассалов» Запада стремятся к нулю.
Тем не менее, обработка представителей кыргызских медиа идет полным ходом. Достаточно сказать, что уже 25 лет на территории Центральной Азии, в том числе и в Кыргызстане, функционирует такое НКО, как Internews Network. Это очередная «неправительственная правительственная организация» про которую даже в открытых источниках пишут, что несмотря на её «полную независимость», она активно и систематически поддерживается правительствами США и стран Европы.
Так вот, эта самая НКО в Центральной Азии только за 2018 год профинансировала «подготовку» 6 тысяч журналистов, а 2 тысячи «работников клавиатуры» и 150 информационных агентств в регионе получили прямое финансирование. На всё это «развитие независимой прессы» тогда, в 2018 году было потрачено 15 миллионов долларов.
В целом же, как работает такая «помощь» СМИ со стороны Запада всем давно и хорошо известно. А республика Кыргызстан, которая в 2010 году пережила свою «цветную революцию», несмотря даже на то, что тогдашний глава КР, Курманбек Бакиев, пытался активно «заигрывать» со Штатами, имеет в этом смысле довольно печальный опыт.
Кстати, тогдашняя «многовекторность» господина Бакиева привела к тому, что, пожалуй, первый и единственный раз Россия выступила с официальной поддержкой кыргызского правительства переходного периода. Наверное, потому что Бакиев, несмотря на обещания, так и не убрал с территории страны военную базу США. Убрали её позже, уже в 2014 году.
Но насколько это до сих пор болезненная тема, можно судить хотя бы по тому, что руководство Кыргызстана периодически к ней возвращается. Так, в конце 2021 года, президент КР Садыр Жапаров на пресс-конференции отдельно заявил, что никакой базы США на территории страны не будет, вполне «хватает» российской военной базы, а также подчеркнул:
«Мы не хотим играть в кошки-мышки с державами, располагая у себя две базы».
Но нужно понимать, что с девяностых годов в Кыргызстане продолжает работать Аналитический центр CAPS Unlock, в прошлом известный, как «Сорос-Кыргызстан», который за все это время выделил около ста миллионов долларов на «борьбу за демократию» в республике. По факту, «борьба» эта почему-то сводится к формированию образа России, как главного врага на пути свободы и независимости Кыргызстана.
А помимо прочего, Госдепартамент США объявил очередной конкурс на грант в размере полутора миллионов долларов на «независимые журналистские расследования». Прием заявок был окончен в июле этого года. Приоритет в конкурсе по странному стечению обстоятельств отдается проектам на русском языке.
Впрочем, через «независимые» медиа Запад пытается влиять не только на кыргызско-российские отношения, но и на внутреннюю политику Кыргызстана. Особенно в сфере медиа. И здесь стоит вернуться к тем самым «страшным тоталитарным законам», которые в отношении СМИ принимает сейчас Кыргызстан. А это законы «об иностранных агентах», «о ложной информации» и «о защите детей от вредоносной информации» (под которой в основном понимается пропаганда нетрадиционной ориентации). Помимо этого, в КР планируются к принятию нормы о запрете иностранцам владеть кыргызскими изданиями, а также требование обязательной регистрации электронных СМИ.
Эти, в общем-то, стандартные меры национальной информационной безопасности, которые пока даже не приняты, встретили шквал медийной критики. А также принятие 13 июля 2023 года Европарламентом резолюции «О подавлении СМИ и свободы слова в Кыргызстане», суть которой в том, чтобы ранее принятые контролирующие нормы отменить, а планируемые – не принимать. Более того, в документе обозначено требование «обеспечить безопасные условия работы для организаций гражданского общества и представителей СМИ», как будто в КР то ли война, то ли тотальные репрессии. Понятно, что все эти темы с новой силой поднимутся именно в Международный день солидарности журналистов. И «солидарность» в данном случае выразят весьма неоднозначные лица и организации.
При этом, вот что интересно: все эти «независимые и прогрессивные медиа, журналисты и блоггеры» рассказывают на американские деньги про то, какая Россия душительница кыргызских свобод, а власти Кыргызстана «тоталитарные и зависимые от России» одновременно. Но этих же людей совершенно не смущает ни практически прямое вмешательство Запада в кыргызскую медийную политику, ни то, что под эгидой вышеупомянутых USAID и Internews Network с 2018 года реализуется «Центрально-Азиатская медиапрограмма» с бюджетом в 15 миллионов долларов, в целях которой прямым текстом обозначено «противодействие российской пропаганде». Ну, то есть, где надо – это «свободная и правдивая информация», а вот у России только «пропаганда», которой надо противодействовать, а еще лучше её тотально, но демократично запретить.
К слову, официально этот проект в Центральной Азии действовал до 2022 года. Однако, его продлили на 2024 год. И продлил его не глава НКО USAID, или же глава не менее «независимой» НКО Internews Network. О продлении программы в рамках своего официального турне по Азии заявил помощник государственного секретаря США Дональд Лу. То есть, официальный государственный американский чиновник. Такая вот, в общем, независимость СМИ и свобода информации во всей красе.
Подытоживая, стоит сказать, что Кыргызстан в плане медиа сейчас сталкивается ровно с теми же вызовами, с которыми в свое время столкнулась Россия. И, к слову, пока в этом смысле, аналогичные проблемы даже в России не решены полностью. Впрочем, очищению наших «медийных авгиевых конюшен» изрядно поспособствовала СВО и все, что с ней связано. Кыргызстану же предстоит еще довольно долгий путь. Но то, что власти этой страны всерьез взялись за законодательное регулирование СМИ и возможное отсечение прямого иностранного вмешательства в свою информационную политику уже внушает определенные надежды на адекватное будущее Кыргызстана.