Академическая наука сближает Москву и Бишкек

Россия и Кыргызстан наращивают научное сотрудничество. О том, как взаимодействуют Бишкек и Москва по линии высшего образования, аспирантуры и научных исследований, читайте в материале «Государственных Новостей».

Академическая наука сближает Москву и Бишкек

canva.com

В последние годы растет престиж академической науки на постсоветском пространстве. В России благодаря нацпроекту «Наука и образование» эта отрасль знаний снова стала модной среди молодежи, в научную и образовательную сферу пришел бизнес, а университеты и их научные кампусы превратились в точки роста для регионов. Все российские возможности доступны и для аспирантов из Кыргызстана.

Ежегодно десятки кыргызов имеют возможность поступить в аспирантуру в России в рамках выделяемых квот. Обучение по квотам – бесплатное, аспиранты получают стипендию и комнату в общежитии по доступной цене. При этом получение образования в РФ привлекает молодых граждан Кыргызстана прежде всего своими высокими стандартами, неоднократно подтвержденными на международном уровне. Диплом выпускника российского вуза или защищенная в аспирантуре ученая степень высоко котируются не только в России, но и в странах СНГ и дружественных государствах, они являются залогом успешной карьеры в госсекторе и бизнесе. Россия также заинтересована в подготовке специалистов в дружественных странах и Кыргызстан здесь не исключение.

На 2023/2024 учебный год Кыргызская Республика получила 700 квотных мест правительства РФ для обучения в российских вузах (в прошлом году было 500). Всего в России обучается около 14 тысяч студентов из Кыргызстана.

Помимо этого, Россия помогает развивать и академическую науку республики. Число квотных мест в аспирантуры России составляет не менее 5% от общего числа выделенных квот (35 человек). Однако, по данным Россотрудничества, ежегодно из Кыргызстана приезжает учиться по этой линии не менее 40–60 аспирантов. Всего в 2023 году в аспирантуры российских вузов было принято 45 тысяч человек.

canva.com

Здесь, конечно, нужно сказать и о результатах такого академического сотрудничества. А они есть и весомые. Достаточно сказать, что среди выпускников российских вузов – известные политические и общественные деятели Кыргызской Республики, представители национальных элит. Нынешний президент страны Садыр Жапаров закончил юридический факультет КРСУ. Первый президент республики физик Аскар Акаев получил высшее образование в СССР и там же защитил свои кандидатскую и докторскую диссертации.

Стоит также напомнить, что доктор биологических наук Денис Юрьевич Логунов – пожалуй, самый известный сегодня российский ученый – уроженец Бишкека. Под его непосредственным руководством была разработана первая российская вакцина против COVID-19 — «Спутник V». Логунов стал академиком РАН в 44 года, сегодня он занимает должность замдиректора Национального исследовательского центра эпидемиологии и микробиологии имени Н. Ф. Гамалеи.

При этом между Россией и Кыргызстаном налажено и систематическое научное сотрудничество. Российско-Кыргызский консорциум технических университетов объединяет 40 ведущих вузов России и 15 вузов Кыргызстана. Ежегодно в российские вузы по этой линии направляется около 20–30 студентов из республики. Всего же за время работы консорциума в совместных программах приняли участие более 400 человек, а 124 преподавателя из Кыргызстана повысили свою квалификацию.

Есть в такой системе кадровой поддержки и свои очевидные экономические плюсы. Затраты на обучение и пребывание в России гораздо ниже, чем на Западе. Так, плата за обучение в оксфордском Вестминстерском колледже обычно составляет 25–30 тысяч долларов в год. Если речь идет о платном обучении в России, то оно обходится иностранным студентам в 4–6 тысячи долларов год даже в самых престижных вузах. На порядок ниже и цены за съем жилья и питание.

Однако, что не менее важно – это та образовательная среда и научная база, которую дают кыргызским студентам и аспирантам российские вузы, в отличие от западных. На сегодняшний день система высших школ Запада пронизана весьма странными предметами типа «гендерных исследований», которые, по сути, посвящены актуальной западной повестке и никак не вписываются в традиционные ценности как России, так и Кыргызстана. И, помимо этого, просто забирают часы от действительно полезных для будущих специалистов и ученых дисциплин.

Гуманитарный спектр предметов в западных учебных заведениях сейчас вообще являет собой нечто странное. Естественно-научные дисциплины также деформируются в угоду «повестке». Россия в этом смысле хранит академические традиции фундаментального образования — как в гуманитарной, так и в технической и естественно-научной сферах. И это делает выпускников российских вузов действительно высококвалифицированными специалистами с адекватным представлением об окружающей действительности.

Ну, а последующее научное сотрудничество кыргызских и российских ученых дополнительно упрощается простым фактом близости научных школ двух стран и общими стандартами и подходами к действительно качественному образованию и научно-исследовательской работе.  

Читайте также