Евросоюз хочет развивать свою экономику за счет Кыргызстана

В Брюсселе на экстренном саммите ЕС помимо Украины вновь обсуждали экономическую экспансию в Центральную Азию. О том, зачем Европа стремится в этот регион, но почему странам ЦА лучше и плодотворнее работается именно с Россией, читайте в материале «Государственных Новостей».

Евросоюз хочет развивать свою экономику за счет Кыргызстана

В Брюсселе 17-18 апреля прошел экстренный саммит ЕС. Российские СМИ в массе своей пишут про «украинскую повестку» данного мероприятия. Однако, официально саммит был посвящен проблемам экономики и конкурентоспособности Евросоюза. Особенно актуальна для евробюрократов эта проблематика в контексте выборов в Европарламент.

При этом, в качестве одного из направлений экономической экспансии на саммите был обозначен регион Центральной Азии. Хотя экспертное сообщество в большинстве своем сильно сомневается в том, что ЕС сможет превратиться в значимого игрока в ЦА, несмотря на многочисленные обещания оказать «содействие в политике реформ» всем государствам региона, в том числе и Кыргызстану.

Первое, что нужно понимать: Евросоюз не заинтересован в развитии Кыргызской Республики и не намерен вкладывать средства в эту страну. Его интересует лишь транспортно-логистическая инфраструктура, которая позволит по низкой цене гарантированно получать из КР и других стран региона их природные ресурсы. При этом ЕС навязывает Кыргызстану кредиты для развития такой инфраструктуры.

На первый взгляд торговый оборот Европы и Кыргызстана выглядит весьма солидно. В 2023 году он вырос на 338% — с 666 миллионов до 2,3 миллиарда долларов. Однако в структуре экспорта 94,7% пришлось на Швейцарию (реэкспорт российского золота), а 5,24% на весь Евросоюз. Основная часть товаров, полученных Кыргызстаном из Европы, затем реэкспортируется в Россию.

фото canva.com

Что касается непосредственно транспортно-логистических проектов, то во второй половине апреля в Узбекистане планируется провести первый саммит «ЕС-ЦА». Главный вопрос в повестке дня – проект Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ). Европа обещала выделить на его реализацию 10 миллиардов евро, однако речь пока идет лишь о кредитах. В частности, с КР, Узбекистаном и Казахстаном были подписаны меморандумы (соглашения без обязательств) о выделении кредитов на общую сумму 1,47 миллиарда евро, которые должен выделить Европейский инвестбанк.

До всех санкционных и украинских историй Евросоюз заявлял о готовности финансировать в течение ближайших лет проекты в Центральной Азии на сумму 300 миллиардов долларов в рамках программы Global Gateway (2021–2027). Помимо создания новых транспортных маршрутов сюда входили проекты «зеленой энергетики», обеспечение стабильных поставок сырья и металлов из ЦА в Европу. Однако эксперты сомневаются, что Евросоюз сможет в нынешних условиях собрать всю необходимую сумму – слишком большие убытки Европа понесла в результате бездумного введения антироссийских санкций и финансирования киевского режима.

Убытки эти, а также стагнация, а то и деградация всей экономики в целом видны из реальных цифр. В то время, как в 2023 году ВВП России вырос на 3,6%, экономика еврозоны в тот же период увеличилась всего на 0,4%. При этом экономический спад отмечен в 10 из 27 государствах ЕС во главе с Германией (-0,3%). Антирекорд установлен Эстонией — минус 2,6%. За ней следуют Ирландия (-0,9%), Венгрия (-0,7%), Люксембург (-0,6%), Австрия и Швеция (по -0,5%), Литва и Чехия (по -0,4%), Латвия (-0,2%).

фото canva.com

При таких показателях не очень понятно откуда возьмутся пресловутые 300 миллиардов долларов на амбициозный проект транспортной магистрали. Да и просто на усиление экономического присутствия Европы в регионе Центральной Азии.

В то же время, нельзя не отметить, что экономика России, в отличие от экономик стран Евросоюза, демонстрирует стабильный рост. А если говорить про центральноазиатский регион, то Россия реализует в том же Кыргызстане целый комплекс проектов в сфере промкооперации и энергетики, создавая тысячи новых рабочих мест в Республике. Тем самым обеспечивается экономический суверенитет КР и рост благосостояния простых кыргызов. И когда речь идет об этих проектах не стоит забывать, что Москва не столько выделяет Бишкеку Кредиты, сколько занимается прямым инвестированием. Что являет собой принципиально иную модель финансового участия.

Ну, а что касается непосредственно транспортных проектов, то стоит напомнить: учитывая позицию Казахстана по Транскаспийскому коридору и постоянно возникающие трудности у автоперевозчиков при прохождении казахских сухопутных границ, Россия приступила к разработке альтернативных маршрутов, не проходящих через его территорию.

Москва сейчас намерена инвестировать в развитие двух перспективных транспортных коридоров, которые непосредственно сопряжены с магистралью «Север-Юг». Речь идет о мультимодальном направлении «Кабульский коридор» (Термез — Найбабад — Логар — Харлачи) из Узбекистана через афганскую столицу с выходом на Пакистан, а также о коридоре «Китай — Кыргызстан — Узбекистан» (Кашгар — Торугарт — Арпа — Макмал — Джалалабад).

И учитывая финансовые возможности России и её заинтересованность в развитии стран ЦА, эта инициатива выглядит куда более реалистичной и полезной для Кыргызстана, чем экспансионистские проекты Евросоюза.

Читайте также