Фестиваль кино в Кыргызстане – культурное событие и для России

Когда речь заходит о близости культурных кодов и ценностей России и Кыргызстана, многие не понимают, в чем она выражается. О том, как пространство художественных образов двух стран близко и понятно народом РФ и КР, читайте в материале «Государственных новостей» о Дне кыргызского кино.

Фестиваль кино в Кыргызстане – культурное событие и для России

canva.com

День кино в Кыргызстане традиционно с 1994 года отмечается 17 ноября. Хотя история этой памятной даты вмещает куда более солидный исторический пласт, который включает в себя и историю Великой отечественной войны. Дело в том, что 17 ноября 1941 года было принято постановление Совнаркома Киргизской ССР об организации студии кинохроники в городе Фрунзе (сейчас — Бишкек). По сути это было распоряжение не только об организации в Кыргызстане большого кино, но и приказ об эвакуации сотрудников «Ленфильма» из блокадного Ленинграда. Именно эти специалисты и дали начало первой кыргызской киностудии, которая в 1961 году получила название «Киргизфильм», а в 2002 ей было присвоено имя выдающегося кыргызского режиссера Толомуша Океева.

Толомуш Океев прошел «боевое крещение» у легендарного советского режиссера Леонида Гайдая – он был звукорежиссером ленты «Операция «Ы». Дебютная картина Океева «Небо нашего детства» вошла в список 100 лучших фильмов мира, прославив кыргызский кинематограф.

Таким образом, еще с советских времен российский кинематограф помог появиться кинематографу кыргызскому. А помимо этого фактора культурной и, если хотите, «кинематографической близости», стоит помнить, что Россию и Кыргызскую Республику благодаря столетиям проживания в составе единого государства объединяет общее культурно-цивилизационное и языковое пространство. Схожая ментальность и общие традиционные ценности, которые способствуют взаимопониманию кинематографистов и популярности их продукции у зрителей обеих стран.

canva.com

В силу этих причин неудивительно, что в июле 2023 года при полном аншлаге в Бишкеке прошли дни российского кино Russian Film Festival. Кыргызские зрители посмотрели комедии «Родители строгого режима» режиссера Никиты Владимирова и «Я худею» режиссера Алексея Нужного, мультфильмы «Чинк: Хвостатый детектив» и «Три богатыря и Конь на троне», а также блокбастер «Гром: Трудное детство».

В свою очередь в российском массовом и фестивальном кинопрокате пользуются популярностью кыргызские киноленты. Так, на II Международном фестивале фильмов для детей и юношества «Герой» в Красноярском крае при полных залах были показаны следующие ленты из Кыргызстана: «Шамбала» Артыкпая Суюндукова по повести Чингиза Айтматова «Белый пароход» и короткометражный фильм «Сальвадор Дали» Эльдиара Мадакима. К слову, «Шамбала» получила в 2020 году российскую премию «Ника», а также была удостоена двух наград престижного российского кинофестиваля «Киношок». Еще одна кыргызская кинодрама «Дорога в Эдем» успешно гастролировала по ведущим мировым фестивалям.

С 17 по 21 ноября в Бишкеке будет проходить I международный кинофестиваль. Президент КР Садыр Жапаров недавно поручил сделать это мероприятие ежегодным. Нынешнее мероприятие посвящено девяностопятилетнему юбилею писателя Чингиза Айтматова. Почетной гостьей фестиваля станет звезда турецкого кино, режиссер и актриса Тюркан Шорай, которая снималась в фильмах по мотивам произведений Чингиза Айтматова.

Интерес российских зрителей и киноделов к этому фестивалю очевиден. На сегодняшний день доля кыргызского кино в российском прокате составляет около 10%. При этом речь идет о глубоких, философских картинах, которые, при своей культурологической сложности, прекрасно воспринимаются широким российским зрителем. Из последних работ такого рода можно выделить фильм «Песнь древа» режиссера Айбека Дайырбекова. История о традициях и свободе кыргызов, об умении преодолевать трудности и невзгоды, поданная в форме мюзикла.

Также стоит отметить, что на постсоветском пространстве кыргызское кино стало определенным феноменом. И радует то, что культурные коды этого кинематографа во многом понятны и считываемы практически инстинктивно россиянами. Равно, как настолько же понятны идеи и смыслы российского большого кинематографа для кыргызов.

Читайте также