ГКНБ Кыргызстана «защищает» национальную безопасность пытками с применением электрошока

В Кыргызстане продолжается систематическая дискредитация российских бизнесменов, дипломатов и общественников. Недавно был задержан и подвергнут пыткам волонтер СВО Дмитрий Овчинников, которого ГКНБ республики подозревает в связях с организованной преступностью. Однако дело, кажется, не в уголовных преступлениях российских активистов, а в политической позиции главы ГКНБ Камчыбека Ташиева. О том, как происходит давление на Россию в Кыргызстане, читайте в материале «Государственных новостей».

ГКНБ Кыргызстана «защищает» национальную безопасность пытками с применением электрошока

Фото: Grok

Весной 2025 года в Кыргызстане был арестован Дмитрий Овчинников, который занимался волонтерской помощью российским бойцам СВО из отряда БАРС-1. Буквально на днях через адвокатов он сообщил, что подвергся пыткам со стороны «неизвестных в масках». В записке Овчинникова, в частности, говорится, что «к нему в камеру зашли неизвестные в масках, применили электрошокер и потребовали признать вину. После этого начались проблемы со здоровьем».

Официально Государственный комитет национальной безопасности обвиняет Овчинникова в связях с кыргызской организованной преступностью. Якобы волонтер в свое время принимал участие в праздновании свадьбы сына главного «вора в законе» Кыргызской Республики Камчибека Кольбаева (Коли Киргиза).

При этом, по версии ГКНБ, Овчинников является «смотрящим» за русскими заключенными на севере страны, киллером и «авторитетом» по прозвищу «Димон».

Естественно, что Овчинников все эти обвинения отрицает. Да и в целом как-то странно человеку, который работал охранником, риелтором и управляющим в клинике, а затем занялся волонтерством, быть еще и связанным с организованной преступностью. Организованный криминалитет, как правило, отправляет «гуманитарную помощь» совсем не в зону СВО, а в несколько другие «зоны».

Еще один вопиющий штрих в этой истории – пытки. К слову, не просто русского, а гражданина России в Кыргызстане, который буквально умоляет российские власти «не оставлять его на произвол судьбы».

В Сети можно найти ряд эпизодов в нескольких странах Центральной Азии, где бойцов СВО по возвращении домой местные власти сажают за «наемничество». Особенно часто такие вести идут из Узбекистана. И связно это, понятным образом, с большой политикой и попытками ряда руководителей азиатских государств играть в «многовекторность» между Россией и Западом.

Кыргызстан, кажется — в этом смысле не исключение. И, что характерно, националистическую карту в рамках внутренней политической борьбы решил разыграть никто иной, как глава ГКНБ республики Камчыбек Ташиев, который то ли в конце мая, то ли в начале июня в своём аккаунте в одной из запрещенных в России социальных сетей опубликовал своеобразный и довольно жесткий манифест. В котором есть и такие строки:

«Наша история – это не только юрты и комузы. Мы – потомки великих воинов. Нас боялись и русские князья, и китайские династии. Нас уважали в Персии и Византии. Земли наших предков простирались далеко за пределы границ нынешней Кыргызской Республики. Это наша земля, наша кровь, наша честь. Мы кыргызы. Мы тюрки».

Скриншот: видео с YouTube

В этом манифесте еще много интересного про кыргызский дух, язык и культуру, которые нужно «очистить» от иностранного влияния. Характерно, что текст этот под очень емким названием «Моя борьба» после серии резонансных публикаций о том, каких взглядов придерживается глава кыргызской «охранки», загадочно испарился со страницы Ташиева. Но, как говорится, интернет все помнит. И Сеть полнится выдержками из данного программного документа.

К тому же как минимум часть силового блока Кыргызстана, кажется, вполне себе мотивирована программными соображениями Ташиева и приняла их в качестве руководства к действию. Только под «вредоносным иностранным влиянием» почему-то подразумевает исключительно влияние российское.

Достаточно просто вспомнить несколько резонансных дел последних нескольких месяцев, прошедших в Кыргызской Республике против российского бизнеса и общественников. Так, в конце марта 2024 года ГКНБ «возбудился» на владельца одной из крупнейших российских строительных компаний Capital Group. И снова по подозрению в сотрудничестве с кыргызской организованной преступностью.

Уже в ноябре 2024-го комитетчики обвинили ОсОО «Яндекс. Такси Корп» в необоснованном завышении ставок для водителей. В офисе компании прошли обыски, а затем офис был опечатан, что создало большие проблемы для продолжения бизнеса.

Что характерно, в 2023 году «компания была признана Государственной налоговой службой лучшим налогоплательщиком Кыргызстана, уплатив более 328 млн сомов налогов, а за первые шесть месяцев 2024 года — свыше 222 млн сомов».

Буквально на днях, 13 июня 2025 года, представители ГКНБ по обвинению теперь уже в неуплате налогов, опечатали в Бишкеке офис «2ГИС», мажоритарным владельцем которой является российский «Сбер».

Также не стоит забывать, что в двадцатых числах апреля была задержана сотрудница «Русского дома» в Кыргызстане Наталья Секерина. ГКНБ обвинил её в «вербовке наемников». «Русский дом», если что, это подразделение «Россотрудничества», то есть государственного агентства. Фактически, в данной истории можно говорить о задержании нашего дипломата.  

Но самое показательное, что первая публикация на тему «Секериной-вербовщицы» появилась на сайте «Азаттык». Это, если что, центрально-азиатский филиал «Радио Свобода»*. И это намекает нам на весьма нетривиальные связи между западными структурами и ГКНБ Кыргызстана.

В этом же контексте можно вспомнить и про спикера Жогорку Кенеша Нурлана Шакиева, который уже несколько лет со всех трибун заявляет о необходимости исключения русских названий из топонимики Кыргызстана, и про «языковые патрули», организатор которых, Актилек Орозбеков, за свою деятельность получает какие-то смешные штрафы и домашние аресты. И это при том, что русский признан на уровне Конституции республики официальным языком.

Теперь же дело, кажется, дошло до пыток по отношению к волонтеру СВО. На государственном уровне, на уровне Государственного комитета национальной безопасности. И, нужно сказать, что такое обеспечение «национальной безопасности» выглядит, мягко говоря, причудливо. Особенно с учетом того, насколько тесно Бишкек связан с Москвой и какие выгоды от сотрудничества с Россией получает.

*организация признана иностранным агентом и нежелательной в РФ

Читайте также