Бишкек взял курс на погашение внешних долгов страны. О том, сколько и кому должен Кыргызстан, как долги используют в качестве рычагов давления внешние кредиторы республики и как Россия помогает КР разобраться с этой проблемой, читайте в материале «Государственных новостей».
canva.com
Внешний долг Кыргызстана – та проблема, которую намерен планомерно решать президент страны Садыр Жапаров. На днях он заявил о выплате республикой всех задолженностей к 2035 году, призвав не политизировать вопрос внешнего долга и не бояться брать у иностранных партнеров займы на реализацию крупных проектов.
С крупными проектами и кредитами на них у КР все «не так однозначно». На текущий момент крупнейшим кредитором страны является Китай. Если говорить о цифрах, то 45% всех внешнеполитических займов республики приходится на долю КНР, ее долг Пекину совокупно превысил 20% ВВП. Еще в 2021 году Садыр Жапаров признавал, что в случае невыплаты долга стране придется передать КНР крупные инфраструктурные объекты: ТЭЦ Бишкека, альтернативную трассу «Север-Юг» из Бишкека в Ош и ЛЭП «Датка-Кемин».
В целом, финансовая политика Пекина в отношении Бишкека понятна: она сугубо утилитарна и прагматична. Помимо претензий на системообразующие производственные отрасли Кыргызстана, КНР заинтересована в выводе «грязных производств» с собственной территории и размещении их в Центральной Азии, в частности в Кыргызстане.
Так, власти республики уже разрешили китайской компании Zhong Ji возобновить разработку золоторудного месторождения Солтон-Сары в Нарынской области. Завод был закрыт последние 4 года из-за антикитайских протестов местных жителей, которые возмущались резким ухудшением экологической обстановки в регионе. Несоблюдение экологических норм привело тогда к детским болезням и массовому падежу скота из-за загрязнения ручьев китайскими золотопромышленниками.
Впрочем, нельзя не отметить, что Бишкек пытается использовать возможности своих основных кредиторов для собственного экономического развития. Однако не всегда инициативы кыргызского руководства находят поддержку у тех самых внешних кредиторов. Год назад, в январе 2023-го, Садыр Жапаров обратился к международным институтам развития и странам-кредиторам с предложением снизить бремя финансовых обязательств республики в обмен на реализацию экологических проектов. Их финансирование могло бы осуществляться путем направления средств для выплаты долга на развитие «зеленых инициатив», в частности решения проблемы смога над Бишкеком и строительства малых и средних ГЭС. Однако инициатива главы Кыргызстана никакого отклика у кредиторов не нашла.
Тем не менее кредиты на развитие страны руководством республики активно берутся из самых разных источников. К числу проектов, которые потребуют новых зарубежных заимствований в предстоящие годы, власти КР относят Камбаратинскую ГЭС-1 и железную дорогу Китай — Кыргызстан – Узбекистан.
Если говорить о реальных цифрах, то государственный долг республики составляет около 6 миллиардов долларов, из которых 4,5 миллиарда приходится на внешние заимствования. На выплату внешних долгов страна в 2024 году потратит 400 миллионов долларов, а в 2025 – 430 миллионов. При этом правительством Кыргызстана установлен предельный уровень госдолга в размере 70% ВВП.
В контексте всего вышеизложенного Кыргызстану крайне важна поддержка, в том числе и по линии долгов, от России. И Россия действительно проявляет в этом смысле добрую волю. Например, ещё в 2012 году Москва и Бишкек подписали межправительственное соглашение об урегулировании задолженности на общую сумму порядка 500 миллионов долларов. Документ предусматривал полное списание одной части долга — на 188,9 миллиона долларов — в день вступления соглашения в силу, а также растянутое на десять лет, начиная с марта 2016-го, списание второй части — на 300 миллионов. За 2 года после подписания было списано 60 миллионов долларов, а в 2017 года Россия единоразово списала оставшиеся 240 миллионов долларов.
Сделано это было потому, что Россия – стратегический союзник и ключевой экономический партнер Кыргызстана. Списание Москвой долгов республики облегчило долговое бремя для государства и населения. Этот жест доброй воли позволил направить высвободившиеся средства на реализацию перспективных проектов, которые повысят благосостояние простых кыргызов. И это как раз проекты в сфере экологически чистой энергетики, здравоохранения, передовых направлений науки, продовольствия и всего, что укрепляет реальный суверенитет Кыргызстана.