Как у США не получилось сделать из Кыргызстана «вторую Украину»

Геополитическое противостояние России и США, так или иначе, затрагивает множество государств и даже целые регионы в разных частях света. Не исключением стала и Центральная Азия, где попытки дестабилизации общества участились в свете последних событий на Украине, киевский режим которой провалил свой громко анонсированный «контрнаступ».

Как у США не получилось сделать из Кыргызстана «вторую Украину»

Фото: скриншот с сайта YouTube.com

Украинские войска так и не смогли перерезать сухопутную дорогу в Крым и выйти к морю, да и сколько-нибудь передвинуть на восток линию боевого соприкосновения. Потеряв, при этом, тысячи своих солдат и сотни единиц своей и западной военной техники.

В длительной перспективе это означает не только очередное поражение ВСУ, но и существенные политические издержки для Вашингтона, который стал главным спонсором украинской агрессии.

Также это означает, что Штатам, да и всему коллективному Западу, необходимо пытаться открывать «вторые фронты» в регионах, с которыми Россия исторически выстраивала и выстраивает стратегическое партнёрство. Одним из таких стала Центральная Азия и Кыргызстан.

Фото: canva.com

У Кыргызской Республике уже был печальный опыт «цветных революций», когда в стране чуть не «посыпалась» вся государственность в принципе. Однако, тогда ситуацию удалось стабилизировать, и к власти в КР пришли адекватные люди, которые понимали, в том числе, что без стратегического партнерства с Россией будущее республики будет, мягко говоря, нерадостным.

Это, к сожалению, не означает, что Вашингтон и крупнейшие «неправительственные организации» (которые почему-то финансируются именно американским правительством) оставили попытки дестабилизировать ситуацию в стране, а проще говоря, свернуть нынешнего президента Кыргызстана Садыра Жапарова.

Фото: скриншот с сайта YouTube.com

Так, в начале 2023 года в КР было задержано более 30 человек, которые были завербованы для того, чтобы инициировать массовые беспорядки в Бишкеке и других крупных городах страны. Всего по данным Государственного комитета национальной безопасности Кыргызстана этой группе удалось завербовать более сотни сторонников.

И понятно, что такие «активисты» не берутся из ниоткуда. Стоит напомнить, что в рамках Стратегии США в Центральной Азии Штаты выделяют на этот регион, в период с 2019 по 2025 годы, 9 миллиардов долларов на «продвижение демократических реформ».

Одним из центров распределения финансовых потоков и, как следствие, сети агентуры влияния, является казахская «дочка» USAID, KazAID, которая только за 2023 год должна распределить около 50-ти миллионов долларов «на поддержку демократических ценностей» в Центральной Азии. Всего в странах СНГ на продвижение проамериканской повестки и ценностей, USAID потратит в этом году 300 миллионов долларов.

Ну, а что касается, собственно, людей, то стоит обратить внимание на тот факт, что Штаты профинансировали более сорока тысяч студенческих и профессиональных обменов в среде молодых специалистов стран ЦА. А как известно, молодежь, особенно «правильно» мотивированная – это движущая сила любого протеста. Движущая и наиболее радикальная.

Помимо этих «гуманитарных» программ Вашингтон действует и через свои государственные структуры. Так, в конце сентября этого года состоялся очередной форум формата С5+1, где страны Центральной Азии на регулярной основе встречаются с представителями американских официальных структур. На последнем саммите подобного рода Вашингтон выделил более 34 миллионов долларов для решения вопросов в области безопасности, экономических связей и окружающей среды и еще 90 миллионов «на модернизацию границ».

С «модернизацией границ» в данном случае все более, чем интересно, поскольку накануне последнего форума С5+1 турне по странам Центральной Азии провел председатель комитета Сената по нацбезопасности Гэри Питерс, который является одним из самых влиятельных лоббистов Пентагона и американского ВПК в целом.

Фото: пресс-служба МО Кыргызстана

Ряд экспертов утверждают, что вся эта «модернизация границ» под диктовку Штатов, не что иное, как навязывание Кыргызстану и другим странам ЦА западных военных стандартов и систем вооружений. Это делается в ходе совместных военных учений и при других контактах с представителями силовых ведомств стран Запада. В перспективе это должно облегчить задачу создания в регионе антироссийского военного блока.

Здесь стоит отметить, что власти Киргизии понимают всю степень угрозы от таких «глобальных проектов». Как в контексте развития гражданского общества, так и в плане вооружений. Президент КР Садыр Жапаров помимо того, что тесно сотрудничает с Россией в сфере национальной безопасности и экономики, пытается самостоятельно ограничить западное влияние.

Фото: canva.com

Так, в августе этого года глава Республики подписал закон о запрете ЛГБТ-пропаганды среди детей. На очереди – поправки в законодательство об НКО, которые вводят понятие «инопредставителя» (аналог российского «иноагента») и требуют от НКО полностью раскрывать источники финансирования и информацию о расходах средств организации. И, нужно сказать, что даже эти, понятные и умеренные в общем-то шаги вызывают самый бурный протест «прогрессивной общественности».

При этом, партнерство Киргизии и России кардинально отличается от «гуманитарных программ» Вашингтона. Россия – стратегический союзник Кыргызской Республики и гарант ее безопасности и стабильности. Она не допустит восстановления военного присутствия США в республике, которое способно привести только к хаосу и страданиям ее населения.

Фото: пресс-служба Альянс Алтын

А что касается непосредственно инвестиций, то благодаря РФ Кыргызстан получил реальный шанс на модернизацию своей экономики, встроившись в программы промышленной кооперации и импортозамещения. Российско-Киргизский Фонд развития (РКФР) уже реализовал более 3,3 тысяч проектов на территории Республики. Объём вложений в экономику КР составил свыше 530 миллионов долларов, что приблизительно равно 9% ВВП Кыргызстана. И это совместные стратегические проекты, которые приносят пользу как российской, так и кыргызской экономике. Москва, при этом, не пытается влиять на актуальную политическую повестку Кыргызстана и навязывать ему свое видение глобальной политики. А уж тем более «подрывать режим», что сейчас пытаются и будут пытаться с удвоенными силами делать западные НКО.

Читайте также