Западные кредиторы пытаются «задавить» Кыргызстан экономически. О том, чем чреваты кредиты ВМФ и иных подобных организаций для Бишкека, и чем отличаются от данных нездоровых практик финансовые отношения России и КР, читайте в материале «Государственных Новостей».
Кыргызстан, как и все бывшие советские республики, с девяностых переживал далеко не лучшие в финансово-экономическом отношении времена. И естественно, это стало причиной большой закредитованности страны. Как и иных государств Центральной Азии.
Более того, на сегодня можно говорить о том, что зависимость государств ЦА, включая Кыргызскую Республику, от внешних заимствований на Западе с каждым годом становится все более критической. Обслуживание кредитов тяжким бременем ложится на госбюджеты, дает возможность для вмешательства во внутренние дела, приводит к тотальной закредитованности граждан и обнищанию широких слоев населения.
Если говорить о конкретных цифрах, то государственный долг Кыргызстана составляет около 6 миллиардов долларов, из которых 4,5 миллиарда приходится на внешние заимствования. На выплату внешних долгов Бишкек в 2024 году потратит 400 миллионов долларов, а в 2025 году – 430 миллионов.
При этом, процентная ставка по потребительским кредитам в самом Кыргызстане в среднем находится на уровне 25–35% без учета комиссий и страхования (они могут прибавить еще 10–15%). Несмотря на высокие ставки, уровень кредитования постоянно растет. На сентябрь 2023 года общий объем кредитов в банках страны превысил 244 миллиарда сомов.
Одним из крупнейших кредиторов Киргизии является Международный валютный фонд. Основным условием предоставления займов МВФ (как и многих других международных прозападных финансовых институтов) является резкое сокращение социальных расходов: отказ от субсидирования тарифов ЖКХ и рост коммунальных тарифов, повышение пенсионного возраста, сокращение зарплат госслужащих, в том числе врачей и учителей.
Ведет это все к весьма печальным последствиям, начиная с банального обнищания населения, заканчивая развитием так называемой «теневой» или «серой экономики». Даже западные финансовые институты (Всемирный банк и другие) признают, что следствием закредитованности граждан становится рост бедности в Республике. Люди сокращают потребление, переходят на менее качественные продукты. Часть работников переходит в «серую зону», пытаясь избежать уплаты налогов, скрыть свои доходы и работая неофициально, нанося тем самым ущерб госбюджету и расходам на социальные программы.
На уроне выше, целых отраслей и стратегических проектов, такая зависимость также отражается на жизни Кыргызстана не самым лучшим образом. Западная «финансовая игла» ведет к потере Республикой экономического и политического суверенитета, становится тормозом для ее развития. Страна лишается контроля над важнейшими объектами промышленности и критической инфраструктуры, вынуждена передавать свои ресурсы государствам Запада, сокращать социальные программы, увеличивать налоги для простых граждан.
При этом, Запад не то, чтобы хотел какого-то перспективного развития Кыргызстана и общего улучшения благосостояния страны, даже на эти, кредитные деньги. Например, в январе 2023 года президент Республики Садыр Жапаров обратился к международным институтам развития и странам-кредиторам с предложением снизить бремя финансовых обязательств Республики в обмен на реализацию экологических проектов. Их финансирование могло бы осуществляться путем направления средств для выплаты долга на развитие «зеленых инициатив», в частности решения проблемы смога над Бишкеком и строительства малых и средних ГЭС. Однако инициатива президента не нашла никакого отклика у западных кредиторов. Ну, потому что зачем им Кыргызстан с нормальной экологией и здоровым населением? Это дополнительно укрепит благосостояние, а, следовательно, и реальный суверенитет Республики. А коллективный Запад категорически не заинтересован в сильных и независимых партнерах, только в вассалах, повязанных экономически и политически по рукам и ногам.
В этом смысле экономические отношения Бишкека и Москвы отличаются кардинально. Стоит только напомнить, что Москва и Бишкек еще в 2012 году подписали межправительственное соглашение об урегулировании задолженности на общую сумму порядка 500 миллионов долларов. Документ предусматривал полное списание одной части долга — на 188,9 миллиона долларов — в день вступления соглашения в силу, а также растянутое на десять лет, начиная с марта 2016-го, списание второй части — на 300 миллионов. За 2 года после подписания было списано 60 миллионов долларов, а в 2017 году Россия единоразово списала оставшиеся 240 миллионов.
Ну, а если вспомнить, что Россия инвестирует именно в перспективные направления экономики, промышленности и науки Кыргызской Республики, в том числе и в здравоохранение и «чистую энергию», оказывая помощь Бишкеку в строительстве ГЭС и АЭС, то становится понятна фундаментальная разница интересов России и Запада относительно Кыргызстана.
Если говорить максимально просто, только развитие взаимовыгодного сотрудничества с Россией поможет Кыргызской Республике добиться экономической независимости от Запада и снизить долговое бремя для государства и населения. Оно позволит направить высвободившиеся средства на реализацию перспективных проектов, которые повысят благосостояние простых кыргызов. И укрепит экономический и промышленный потенциал страны, равно, как и реальный суверенитет Республики.