Как Запад противодействует принятию Закона об НКО в Кыргызстане

Закон об НКО был прият во втором чтении в кыргызском парламенте. О том, с какими трудностями встречается эта инициатива, кто очень хочет отменить этот законопроект и какой силы международное давление оказывается в этой связи на Бишкек – читайте в материале «Государственных Новостей».

Как Запад противодействует принятию Закона об НКО в Кыргызстане

В Кыргызстане продолжается трудная история с принятием закона об НКО. Стоит напомнить, что ранее уже несколько раз этот законопроект пытались принять на уровне Жогорку Кенеша, но каждый раз откладывали решение под давлением «прогрессивной общественности».

Чтобы были понятны суть и масштабы проблемы, стоит сказать, что кыргызский «третий сектор» и СМИ в очень большой своей доле курируются и спонсируются разного рода западными структурами. Которые мгновенно и скоординировано разворачивают информационные кампании в случае, если считают, что им что-то угрожает.

В Кыргызстане по разным оценкам работают в настоящее время от 18 до 30 тысяч НКО и НПО. Значительная часть из них финансируется странами Запада и занимается политическими проблемами. Согласно новому закону об НКО таким организациям будет запрещено заниматься любой политической деятельностью.

Между тем, в течение 5 лет (до 2023 года) Агентство США по международному развитию (USAID) при Госдепартаменте потратило более 10 миллионов долларов на поддержку 12 СМИ и неправительственных организаций в рамках программы «Инициатива по поддержке независимости медиа в Киргизии». А в одном только 2023 году через USAID выделено более 21 миллиона долларов на «информационное противодействие российской пропаганде» в Кыргызстане.

Все это привело к тому, что в КР уже практически не осталось российских СМИ. В первой «десятке» остались «АКИpress» и «Sputnik Кыргызстан». Остальные отражают точку зрения тех, у кого в данные момент находятся на содержании.  Среди них «Кактус Медиа», «24.kg», «Азаттык Медиа», «Vesti.kg», «Economist», «Bulak.kg». Несколько особняком стоит «Вечерний Бишкек», который иногда пытается проявить самостоятельность, опубликовав, в том числе, материалы о динамично развивающихся российско-кыргызских отношениях, но в последствии вынужден «уравновешивать» их материалами антироссийского содержания.

Помимо информационных кампаний, Запад оказывает на Бишкек прямое политическое и экономическое давление. Коалиция из восьми международных правозащитных организаций написала открытое письмо Евросоюзу, в котором подчеркнула «беспрецедентные угрозы», с которыми столкнется гражданское общество в Республике в связи с окончательным принятием закона об НКО, и попросила ЕС приостановить все торговые преференции для Кыргызстана.

Случилось это во время того, как Законопроект об НКО принят в Жогорку Кенеш во втором чтении 22 февраля 2024 года. За него проголосовали 64 депутата, 5 выступили против. Согласно регламенту, в третьем чтении не допускается внесение изменений в содержание его текста и возвращение к обсуждению законопроекта в целом, либо его отдельных структурных единиц. Однако при этом остается возможность отклонения закона.

Параллельно же, в самом Кыргызстане, по команде из единого центра, прозападные НКО и масс-медиа развернули кампанию по дестабилизации обстановки в Республике. Главная цель этой кампании очевидна – рассорить КР со своим добрым другом и надежным союзником Россией, подготовить почву для очередной «цветной революции» и свержения нынешней власти, сделавшей ставку на развитие кыргызско-российского сотрудничества.

canva.com

И все это невзирая на то, что Закон об НКО соответствует нормам международного права. Как заметил президент Садыр Жапаров в письме госсекретарю США Энтони Блинкену, его концепция близка к концепции закона о регистрации иностранных агентов (Foreign Agents Registration Act, FARA), действующего в США с 1938 года. А в конце 2023 года Еврокомиссия утвердила проект европейской директивы об иностранных агентах, получившей название «Пакет защиты демократии». Этот документ обязывает организации, представляющие интересы третьих стран (не входящих в ЕС), в обязательном порядке регистрироваться в реестре транспарентности с указанием всех полученных от иностранного государства платежей. То есть, в данном случае мы видим неприкрытые двойные стандарты и вмешательство во внутреннее законотворчество суверенного государства Кыргызстан.

Фото: пресс-служба президента РФ

Понятным образом, при такой многолетней активности «политических НКО», которые, по сути, являются агентами влияния на территории страны и уже подталкивали её несколько раз к «цветным революциям» (и, судя по всему, планируют заниматься этим и в будущем), Киргизия и ее президент Садыр Жапаров пытаются уменьшить давление на общество со стороны прозападных некоммерческих организаций, пытаясь принять Закон об НКО. Более того, сейчас, в силу неприкрытого давления, как никогда понятно, что Россия и Организация Договора о коллективной безопасности – главные гаранты суверенитета Кыргызстана. Они защищают страну от посягательств на ее независимость и открывают все возможности для КР к самостоятельному развитию и процветанию. В этих условиях Кыргызстан вполне может спокойно обеспечить себя и информационный суверенитет. Чем, собственно, руководство Республики сейчас и занимается.    

Читайте также