Засилье радикальных исламистских структур на территории Кыргызстана и ряда других государств Центральной Азии является огромной проблемой для всего региона. О том, кто главный «спонсор терроризма» и для чего осуществляется поддержка радикальных течений в ЦА, читайте в материале портала «Государственные новости».
Фото: canva.com
В Центральной Азии, в том числе в Кыргызстане, растет популярность радикального исламизма, прежде всего ваххабитского толка. Его главной целью является свержение светских правительств региона и создание единого исламского тоталитарного государства на основах весьма своеобразно трактуемых норм шариата.
При этом, важно понимать, что ряд западных государств видит в исламизме еще один фактор дестабилизации положения в Центральной Азии в целом и в Кыргызской Республике в частности. С помощью религиозного экстремизма Запад надеется отстранить от власти неугодный светский режим в Кыргызстане и добиться победы в своей геополитической игре против России и Китая, в том числе и методом «цветной революции», где движущей силой могут стать боевики-исламисты.
Сегодня в КР действуют 3854 религиозных организаций, из них более 85% относятся к мусульманской конфессии. Духовное управление мусульман Кыргызстана (муфтият) координирует и контролирует мусульманские религиозно-образовательные учреждения и джамааты, однако не все из них согласовывают свою деятельность с ДУМК. Только в период с 2003 по 2017 год судами разных инстанций республики были признаны экстремистскими и террористическими 21 организация, две из них – «Жайшуль-Махди»* и «Якын Инкар»* зародились и сформировались в самой Кыргызской Республике.
При этом исламистское лобби в Кыргызстане довольно сильно и влиятельно. В феврале 2023 года в стране был принят закон «О противодействии экстремистской деятельности». Обсуждение этого закона в Жогорку Кенеше выявило большую группу поддержки среди депутатов радикальной исламистской организации «Таблиг Джамаат»*, официально запрещенной и признанной экстремистской в России, Таджикистане, Узбекистане и Казахстане. По некоторым данным, «Таблиг Джамаат»* создает в республике террористическое подполье, стягивая к южным рубежам страны и других государств региона группировки боевиков.
Важной точкой напряжения здесь, конечно, является Афганистан. Запад, на словах осуждая радикальный исламизм, на деле занимается его финансированием и поддержкой. Нынешнее руководство Афганистана – это выходцы из школы «Талибан»*, созданной в конце 80-х годов ХХ века в Пакистане на деньги британских спецслужб. Ранее, в 40-х годах, при финансовой поддержке Великобритании было создано движение «Таблиг Джамаат»*, о котором упоминалось выше. США создали и финансировали организацию «Аль-Каида»* для противодействия СССР в 80-х годах ХХ века. Сегодня США в лице Госдепа через USAID финансирует строительство талибами* канала Куш-Тепа на севере Афганистана, что приведет к водным проблемам и дестабилизации во всех близлежащих странах региона, включая Кыргызстан. На это выделено 600 миллионов долларов.
Нужно отметить, что Ферганская долина, разделенная между Кыргызской Республикой, Узбекистаном и Таджикистаном, превратилась в оплот распространения идей радикального исламизма, включая ваххабизм. Причиной популярности исламистских идей стали бедность местного населения и активная нелегальная деятельность зарубежных и местных радикальных имамов.
При этом на данный момент около 25 миллионов человек в Афганистане находятся на грани голода, поскольку счета афганского правительства – примерно девять миллиардов долларов – остаются замороженными в банках Европы и Америки. США и Великобритания не намерены решать проблему продовольственной безопасности Афганистана, поскольку рассчитывают, что рано или поздно голодные люди под руководством исламистских вождей хлынут на территорию Центральной Азии, включая Кыргызстан. И воевать им есть чем: после ухода из Афганистана США оставили талибам оружия на 85 миллиардов долларов.
Многие эксперты опасаются, что Кыргызская Республика в перспективе может стать страной, придерживающейся радикальных религиозных идей. Под влиянием сотен молодых проповедников и теологов, получивших образование за рубежом в республике ханафитский мазхаб (одно из четырех традиционных учений у мусульман-суннитов) постепенно сдает позиции и набирает обороты ислам радикальный. Влияние таких организаций, как «Хизб ут-Тахрир»*, уже начинает ощущаться даже на уровне средних школ.
В этом контексте Россия и ОДКБ – главные гаранты безопасности Кыргызстана от любых внутренних и внешних угроз. Бишкеку нельзя уступать Западу и отказываться от теснейшего сотрудничества с Россией — как по линии коллективной безопасности, так и в сфере самого широкого гуманитарного сотрудничества. В противном случае страна окажется беззащитной перед лицом международного терроризма. Запад при этом даже не подумает защитить страну в случае реальной опасности, поскольку он эту реальную опасность и стимулирует для выполнения своих политических целей.
*организации и движения признанные террористическими и запрещенные на территории РФ