Армянская апостольская церковь в лице архиепископа Тавушского Баграта (Галстаняна) открыто вмешалась в текущей политический кризис в стране. О том, почему ААЦ имеет моральное право на подобные шаги, когда она этим правом пользуется и что вообще все это значит для будущего Армении, читайте в материале «Государственных новостей».
Скриншот: видео с YouTube
Глава Тавушской епархии Армянской апостольской церкви, архиепископ Баграт (Галстанян) заявил о готовности баллотироваться на пост премьер-министра Армении. Он уже обсудил эту инициативу с главой Армянской церкви католикосом Гарегином Вторым.
«Учитывая ожидания широких кругов относительно моей кандидатуры, я обсудил с Католикосом всех армян вопрос о выдвижении. Решили, что я не могу совмещать духовное служение и премьерство», — отметил архиепископ.
В связи с этип архиепископ попросил о «заморозке» его церковного служения, что бы это ни значило.
Тут, конечно, у неподготовленного читателя сразу возникает масса вопросов на тему того, кто все эти люди и что всё это значит? Поэтому, думается, начать нужно с краткой историко-религиозной справки.
Армянская апостольская церковь (или Армяно-григорианская церковь) относится к так называемым древневосточным или «дохалкидонснским церквям». Тем восточным христианским деноминациям, которые не признали решений Четвертого Вселенского Собора в Халкидоне в 451 году. Решения эти касались наличия и взаимоотношений «природ» божественной и человеческой во Христе. Монофизиты, к которым относится и ААЦ, если говорить очень грубо и упрощенно (поскольку там еще и термоядерная полемика вокруг значения самого термина «природа» и к чему он относится), утверждают одну природу во Христе. Православные говорят о двух природах, божественной и человеческой, которые даны «неслитно, непревращенно, неразделимо, неразлучимо».
Важно понимать, что эти события 451 года во многом определили — да и продолжают определять — положение Армянской церкви. Отделившись от византийского православия, армяне были поставлены в очень непростые политические, социальные и религиозные условия. Эта изоляция под внешним давлением, которая длилась сотнями лет и превратила Армянскую апостольскую церковь в национальное достояние, а также одну из мощнейших политических сил не только Армении, но и в принципе, практически всех армян «в рассеянии».
В Конституции Армении этот момент обговорён отдельно:
«Республика Армения признает исключительную миссию Армянской Апостольской Святой Церкви как национальной церкви в духовной жизни армянского народа, в деле развития его национальной культуры и сохранения его национальной самобытности».
Более того, в самые сложные периоды армянской истории Церковь временно брала на себя и функции государственного управления. Так что в целом в том, что архиепископ Баграт (Галстанян) выразил желание идти в политику, как и в принципе в активной политической позиции ААЦ, ничего беспрецедентного нет.
Также важно понимать, что ААЦ это реальная социальная и политическая сила, поскольку, ко всему прочему, она имеет ярко выраженный характер «этнархии». Проще говоря, духовная власть ААЦ распространяется не только на Армению, но на всех армян-григорианцев в мире. Кроме, разве что, Киликийского католикосата ААЦ в Ливане. Но и тамошний Католикос признает первенство чести за главой Армянской церкви.
Ну а армянская мировая диаспора, как показывает практика – это действительно весьма влиятельное сообщество в глобальном масштабе.
Нынешний же виток политической активности представителей ААЦ вызван делимитацией границ с Азербайджаном. По мнению очень многих консерваторов Армении, процесс этот идет с нарушениями, под давлением на Ереван со стороны Баку. Да и начался с Тавуша, а не с населенных пунктов, которые были оговорены изначально.
Как утверждает первый командующий пограничными войсками Армении, генерал-майор Левон Степанян:
Понятно также, что армянские консервативные и патриотические круги винят в сложившейся ситуации не только Азербайджан, но и нынешнего премьер-министра страны Никола Пашиняна, который, по их мнению, «сдает страну».
И вот тут на сцену, как выразитель консервативных ценностей и национального патриотизма, выходит Армянская апостольская церковь. К слову, армянское правительство не придумало ничего умнее, чем обвинить ААЦ в том, что они – «иностранные агенты» (да, ту самую христианскую Церковь, которая была признана на государственном уровне первой в мире и которая на страже национальных интересов Армении стоит с 301 или с 314 года по Рождеству Христову).
На что Собор епископов ААЦ дал официальный и весьма категоричный ответ:
Ну а после заявления последовали и действия. В Тавуше организовалось движение «Тавуш во имя Родины», которое возглавил архиепископ Баграт (Галстанян), которого консервативная армянская оппозиция прочит в премьеры.
Проблем с его выдвижением до недавнего времени было две. Первая – канонического свойства, но она, как утверждает архипастырь, была разрешена в рамках разговора с католикосом. Это пресловутая «заморозка» церковного служения на период политической деятельности.
Что это за «заморозка», точно сказать трудно. Ответ на этот вопрос мог бы дать Устав Армянской григорианской церкви, но его в открытом доступе почему-то нет. Однако, можно предположить, что под такой «заморозкой» подразумевается нечто похожее на «запрет в служении по собственному желанию», который в Русской православной церкви несколько лет назад организовал себе священник Иван Охлобыстин.
Второй нюанс носит уже юридический характер. Дело в том, что у Баграта (Галстаняна), помимо армянского, есть и канадское гражданство. В период с 2003 по 2013 он был епископом Армянской епархии Канады.
А в Конституции Армении по поводу избрания на политические должности лиц с иностранным гражданством есть четкие правила. Что касается должностей в правительстве, то статья 147 гласит:
«На члена правительства распространяются требования несовместимости, установленные для депутата. Законом для него могут устанавливаться дополнительные требования несовместимости».
А на депутатов в Армении, согласно статье 48, накладываются следующие ограничения:
«Депутатом Национального собрания может быть избрано каждое лицо, достигшее двадцати пяти лет, последние четыре года являющееся гражданином только Республики Армения, последние четыре года постоянно проживающее в Республике Армения, обладающее избирательным правом и владеющее армянским языком».
Однако Галстанян уже заявил о том, что легко готов от канадского гражданства отказаться:
«В любой момент — все, что потребуется для моей Родины, Армении и Арцаха, который стал для нас далеким, все что необходимо, что будет служить этой цели, я не только от паспорта готов отказаться, но и отказаться от самого себя — то, что и делаю на улице».
Кстати, нужно особо отметить, что лидер «Тавуша во имя Родины» подчеркивает, что все процедуры должны быть исполнены абсолютно законно:
«Мы не допустим, чтобы глава правительства нашей страны, долгое время нарушавший Конституцию, не имеющий больше никаких полномочий, и члены «Гражданского договора», нарушившие и попиравшие законы и Конституцию, долгое время вдруг прикинутся защитниками Конституции, а мы станем теми, кто действует против Конституции. Мы никогда не позволим этому случиться».
Что касается шансов на избрание премьером, в которых сомневается и сам оппозиционный кандидат, то они действительно не слишком велики, поскольку кандидатуру премьер-министра избирает и представляет президенту Национальное собрание, оно же парламент страны. А там большинство — за сторонниками Никола Пашиняна.
Как отметил в одном из интервью российский политолог Андрей Перла,
«В Армении сложилась крайне сложная политическая ситуация. Проблема в том, что никто из тех, кто сегодня противостоит действующей власти, видимо, не имеет возможности аккумулировать большинство голосов. При этом у Пашиняна есть легитимность и большинство в парламенте. Я скептически настроен по отношению к шансам Галстаняна стать премьером. Он может прийти к власти не столько путём выборов, сколько путём уличной политической активности. Готов ли он к этому и готова ли Армения — вопрос остаётся открытым».
Впрочем, важен здесь сам прецедент. Армянская апостольская церковь – это действительно очень влиятельная структура в армянском обществе. И за ней, так уж исторически сложилось, есть реальная политическая власть. Но дело в том, что ААЦ прибегает к использованию этой власти редко, неохотно и только тогда, когда считает, что в Армении назрел некий совсем уж неразрешимый и глубокий кризис. Тот факт, что сейчас Армянская церковь решила вмешаться в политические процессы в стране настолько прямолинейно и открыто, косвенно свидетельствует о степени опасности сложившейся ситуации. А потому, есть мнение, что даже безотносительно роли Баграта (Галстаняна) события в Армении могут принять самый неожиданный оборот.