Армянская церковь возглавила оппозицию, открыто вмешавшись в политический кризис

Армянская апостольская церковь в лице архиепископа Тавушского Баграта (Галстаняна) открыто вмешалась в текущей политический кризис в стране. О том, почему ААЦ имеет моральное право на подобные шаги, когда она этим правом пользуется и что вообще все это значит для будущего Армении, читайте в материале «Государственных новостей».

Армянская церковь возглавила оппозицию, открыто вмешавшись в политический кризис

Скриншот: видео с YouTube

Глава Тавушской епархии Армянской апостольской церкви, архиепископ Баграт (Галстанян) заявил о готовности баллотироваться на пост премьер-министра Армении. Он уже обсудил эту инициативу с главой Армянской церкви католикосом Гарегином Вторым.

«Учитывая ожидания широких кругов относительно моей кандидатуры, я обсудил с Католикосом всех армян вопрос о выдвижении. Решили, что я не могу совмещать духовное служение и премьерство», — отметил архиепископ.

В связи с этип архиепископ попросил о «заморозке» его церковного служения, что бы это ни значило.

Фото: canva.com

Тут, конечно, у неподготовленного читателя сразу возникает масса вопросов на тему того, кто все эти люди и что всё это значит? Поэтому, думается, начать нужно с краткой историко-религиозной справки.

Армянская апостольская церковь (или Армяно-григорианская церковь) относится к так называемым древневосточным или «дохалкидонснским церквям». Тем восточным христианским деноминациям, которые не признали решений Четвертого Вселенского Собора в Халкидоне в 451 году. Решения эти касались наличия и взаимоотношений «природ» божественной и человеческой во Христе. Монофизиты, к которым относится и ААЦ, если говорить очень грубо и упрощенно (поскольку там еще и термоядерная полемика вокруг значения самого термина «природа» и к чему он относится), утверждают одну природу во Христе. Православные говорят о двух природах, божественной и человеческой, которые даны «неслитно, непревращенно, неразделимо, неразлучимо».

Важно понимать, что эти события 451 года во многом определили — да и продолжают определять — положение Армянской церкви. Отделившись от византийского православия, армяне были поставлены в очень непростые политические, социальные и религиозные условия. Эта изоляция под внешним давлением, которая длилась сотнями лет и превратила Армянскую апостольскую церковь в национальное достояние, а также одну из мощнейших политических сил не только Армении, но и в принципе, практически всех армян «в рассеянии».   

В Конституции Армении этот момент обговорён отдельно:

«Республика Армения признает исключительную миссию Армянской Апостольской Святой Церкви как национальной церкви в духовной жизни армянского народа, в деле развития его национальной культуры и сохранения его национальной самобытности».

Более того, в самые сложные периоды армянской истории Церковь временно брала на себя и функции государственного управления. Так что в целом в том, что архиепископ Баграт (Галстанян) выразил желание идти в политику, как и в принципе в активной политической позиции ААЦ, ничего беспрецедентного нет.

Также важно понимать, что ААЦ это реальная социальная и политическая сила, поскольку, ко всему прочему, она имеет ярко выраженный характер «этнархии». Проще говоря, духовная власть ААЦ распространяется не только на Армению, но на всех армян-григорианцев в мире. Кроме, разве что, Киликийского католикосата ААЦ в Ливане. Но и тамошний Католикос признает первенство чести за главой Армянской церкви.

Ну а армянская мировая диаспора, как показывает практика – это действительно весьма влиятельное сообщество в глобальном масштабе.

Нынешний же виток политической активности представителей ААЦ вызван делимитацией границ с Азербайджаном. По мнению очень многих консерваторов Армении, процесс этот идет с нарушениями, под давлением на Ереван со стороны Баку. Да и начался с Тавуша, а не с населенных пунктов, которые были оговорены изначально.

Как утверждает первый командующий пограничными войсками Армении, генерал-майор Левон Степанян:

«Делимитации нет, потому что делимитация так не проводится. Нарушаются все нормы, каноны, порядки, установленные для подобной работы. Кроме того, игнорируются рекомендации ОБСЕ… Это не решение проблемы, это мина замедленного действия. Рано или поздно об этом вспомнят, и вновь будет нестабильность на государственной границе Армении».

Понятно также, что армянские консервативные и патриотические круги винят в сложившейся ситуации не только Азербайджан, но и нынешнего премьер-министра страны Никола Пашиняна, который, по их мнению, «сдает страну».

И вот тут на сцену, как выразитель консервативных ценностей и национального патриотизма, выходит Армянская апостольская церковь. К слову, армянское правительство не придумало ничего умнее, чем обвинить ААЦ в том, что они – «иностранные агенты» (да, ту самую христианскую Церковь, которая была признана на государственном уровне первой в мире и которая на страже национальных интересов Армении стоит с 301 или с 314 года по Рождеству Христову).

На что Собор епископов ААЦ дал официальный и весьма категоричный ответ:

«Различные представители правительства РА, в том числе и премьер-министр, в эти дни общественного бунта против односторонних территориальных уступок в Тавуше под видом демаркации и делимитации вновь начали нападать на Армянскую апостольскую святую церковь, высказывая различные ложные и неправдивые заявления. Теории, связанные с исторической миссией Церкви и современной деятельностью. Особенно предосудительно, когда глава правительства обвиняет Армянскую церковь в том, что она является «агентом влияния» как в прошлом, так и сегодня, с необоснованными обвинениями. Необходимо, чтобы представители правительства РА, осознавая свою ответственность перед народом и Родиной, задумались об исторической патриотической и национальной роли Церкви, закрепленной также Конституцией РА, и пересмотрели принятую политику».

Фото: canva.com

Ну а после заявления последовали и действия. В Тавуше организовалось движение «Тавуш во имя Родины», которое возглавил архиепископ Баграт (Галстанян), которого консервативная армянская оппозиция прочит в премьеры.

Проблем с его выдвижением до недавнего времени было две. Первая – канонического свойства, но она, как утверждает архипастырь, была разрешена в рамках разговора с католикосом. Это пресловутая «заморозка» церковного служения на период политической деятельности.

Что это за «заморозка», точно сказать трудно. Ответ на этот вопрос мог бы дать Устав Армянской григорианской церкви, но его в открытом доступе почему-то нет. Однако, можно предположить, что под такой «заморозкой» подразумевается нечто похожее на «запрет в служении по собственному желанию», который в Русской православной церкви несколько лет назад организовал себе священник Иван Охлобыстин.

Второй нюанс носит уже юридический характер. Дело в том, что у Баграта (Галстаняна), помимо армянского, есть и канадское гражданство. В период с 2003 по 2013 он был епископом Армянской епархии Канады.

А в Конституции Армении по поводу избрания на политические должности лиц с иностранным гражданством есть четкие правила. Что касается должностей в правительстве, то статья 147 гласит:

«На члена правительства распространяются требования несовместимости, установленные для депутата. Законом для него могут устанавливаться дополнительные требования несовместимости».

А на депутатов в Армении, согласно статье 48, накладываются следующие ограничения:

«Депутатом Национального собрания может быть избрано каждое лицо, достигшее двадцати пяти лет, последние четыре года являющееся гражданином только Республики Армения, последние четыре года постоянно проживающее в Республике Армения, обладающее избирательным правом и владеющее армянским языком».

Однако Галстанян уже заявил о том, что легко готов от канадского гражданства отказаться:

«В любой момент — все, что потребуется для моей Родины, Армении и Арцаха, который стал для нас далеким, все что необходимо, что будет служить этой цели, я не только от паспорта готов отказаться, но и отказаться от самого себя — то, что и делаю на улице».

Кстати, нужно особо отметить, что лидер «Тавуша во имя Родины» подчеркивает, что все процедуры должны быть исполнены абсолютно законно:

«Мы не допустим, чтобы глава правительства нашей страны, долгое время нарушавший Конституцию, не имеющий больше никаких полномочий, и члены «Гражданского договора», нарушившие и попиравшие законы и Конституцию, долгое время вдруг прикинутся защитниками Конституции, а мы станем теми, кто действует против Конституции. Мы никогда не позволим этому случиться».

Что касается шансов на избрание премьером, в которых сомневается и сам оппозиционный кандидат, то они действительно не слишком велики, поскольку кандидатуру премьер-министра избирает и представляет президенту Национальное собрание, оно же парламент страны. А там большинство — за сторонниками Никола Пашиняна.

Как отметил в одном из интервью российский политолог Андрей Перла,

«В Армении сложилась крайне сложная политическая ситуация. Проблема в том, что никто из тех, кто сегодня противостоит действующей власти, видимо, не имеет возможности аккумулировать большинство голосов. При этом у Пашиняна есть легитимность и большинство в парламенте. Я скептически настроен по отношению к шансам Галстаняна стать премьером. Он может прийти к власти не столько путём выборов, сколько путём уличной политической активности. Готов ли он к этому и готова ли Армения — вопрос остаётся открытым».

Впрочем, важен здесь сам прецедент. Армянская апостольская церковь – это действительно очень влиятельная структура в армянском обществе. И за ней, так уж исторически сложилось, есть реальная политическая власть. Но дело в том, что ААЦ прибегает к использованию этой власти редко, неохотно и только тогда, когда считает, что в Армении назрел некий совсем уж неразрешимый и глубокий кризис. Тот факт, что сейчас Армянская церковь решила вмешаться в политические процессы в стране настолько прямолинейно и открыто, косвенно свидетельствует о степени опасности сложившейся ситуации. А потому, есть мнение, что даже безотносительно роли Баграта (Галстаняна) события в Армении могут принять самый неожиданный оборот.

Читайте также