Кто и зачем сталкивает страны Центральной Азии из-за воды

В Центральной Азии нарастает напряженность из-за ограниченности водных ресурсов, чем пытается воспользоваться в политических целях Запад. О том, как сейчас распределяется вода в регионе и почему Кыргызстану в этом вопросе нужна помощь России, читайте в материале «Государственных новостей».

Кто и зачем сталкивает страны Центральной Азии из-за воды

Фото: Grok

Проблема дефицита водных ресурсов – одна из ключевых в Центральной Азии. Однако страны региона в совокупности обладают необходимым количеством воды, просто определенные силы не дают им возможности договориться напрямую.

Водный кризис в регионе вызван несколькими причинами. Прежде всего – рост населения с 49 миллионов человек к концу советского периода до 75 миллионов сегодня и 100 миллионов по прогнозу к 2050 году. Во-вторых — изменение климата (таяние ледников, обмеление рек, рост потребления воды населением и сельскохозяйственными производителями). В-третьих, это износ гидротехнических сооружений, построенных еще во времена СССР (в Бишкеке трубы водопровода изношены на 80%, а в Алматы — на 60%). Это ведет к большим водопотерям.

США и в целом Запад намерены использовать проблему водного дефицита в Центральной Азии для вмешательства во внутренние дела государств региона, в том числе и Кыргызстана. Конечная цель такой политики – дестабилизация, разрыв с Россией, провоцирование региональных военных конфликтов за обладание водными ресурсами.

Одним из адекватных решений проблемы гидроресурсов для стран региона мог бы стать подход, который рассматривался еще в СССР. Он предусматривал строительство и управление рядом инфраструктурных проектов на территории Кыргызской Республики, в частности Камбаратинской ГЭС-1 на реке Нарын с водохранилищем объемом 4,65 миллиарда кубометров воды. Это позволило бы использовать сток реки Нарын для ирригации всех соседних стран. Помимо этого, для ирригации всего региона могли бы также использоваться водные ресурсы кыргызской Токтогульской ГЭС.

Кыргызстан, в отличие от ряда других стран региона, располагает собственными гидроресурсами. Однако вследствие глобального потепления уменьшается годовой сток рек из-за таяния ледников, что ведет к деградации почв для сельского хозяйства. Дефицит водных ресурсов уже привел к конфликтам с соседним Таджикистаном. Без научных разработок России, ее квалифицированных кадров, ее посредничества в вопросах водной безопасности республике с этими проблемами не справиться.

Богатые энергоносителями страны ЦА (Узбекистан, Казахстан и Туркмения), ссылаясь на международное право, считают воду «общим достоянием», тогда как Таджикистан и Кыргызстан настаивают на принципе «вода в обмен на энергию», требуя компенсацию в виде энергоносителей или денег за свою накопленную в водохранилищах воду. В этом – главная причина разногласий в регионе, которые будет трудно урегулировать без международного арбитража.

В Кыргызской Республике насчитывается 201 месторождение пресных подземных вод с общими прогнозными запасами почти 30,5 миллионов кубометров в сутки. Чтобы получить к ним доступ, специалисты еще в советское время пробурили 14408 водозаборных скважин. Однако на данный момент рабочими считаются только 3629 из них (менее 23%).

Годовой сток Кыргызстана составляет 47 миллиардов кубометров воды, из которых республика использует на свои нужды 20% (в основном – на орошение). Остальную воду Бишкек отправляет в Казахстан и Узбекистан.

Эксперты полагают, что в условиях грядущего водного дефицита Центральной Азии не обойтись без создания единого водно-энергетического консорциума с привлечением российских специалистов и технологий. В этих условиях Россия может претендовать на роль нейтрального арбитра в рамках ЕАЭС или СНГ при урегулировании водных споров между государствами региона.

Читайте также