В Кыргызстане набирает обороты процесс дедолларизации. О том, почему республика отказывается от расчёта в долларах и постепенно увеличивает роль сомов и рублей и какие процессы в экономике страны это стимулирует, читайте в материале «Государственных новостей».
Фото: pixabay
Национальный банк Кыргызстана заявил о снижении числа долларовых вкладов в республике. Согласно сведениям регулятора, к концу прошлого года объем вкладов составил 431,3 миллиарда сомов, а к концу августа он вырос на 22,5% (528,6 миллиарда). При этом уровень долларизации депозитной базы банковского сектора составил 42,4%, снизившись на 3,2%, по сравнению с началом этого года.
Одновременно с этим доля рублевых расчетов между Россией и Кыргызстаном составила почти 90%. Товарооборот за первые 8 месяцев 2024 года вырос на 16%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Из этих цифр можно ясно увидеть, что дедолларизация Кыргызской Республики – свидетельство развития экономики страны и снижения ее зависимости от Запада. Благодаря России в Кыргызстане создаются тысячи новых предприятий в рамках промкооперации, активно развивается взаимная торговля с РФ и ЕАЭС с использованием национальных валют.
Что характерно, КР выступает за переход к взаиморасчетам в нацвалютах не только с Россией, но и с другими странами в рамках таких интеграционных объединений, как ЕАЭС и ШОС. Глава правительства республики Акылбек Жапаров еще год назад выразил поддержку идее создания Банка развития ШОС и подчеркнул целесообразность ускорения перехода к расчетам в национальных валютах в рамках организации. По его мнению, это способствовало бы укреплению экономической стабильности в регионе.
При этом, важно понимать, что дедолларизация сейчас – не только экономический, но и политический процесс. Западная «финансовая игла» может привести к потере Кыргызстаном экономического и политического суверенитета, становится тормозом для его развития. Страна может лишиться контроля над важнейшими объектами промышленности и критической инфраструктуры, она вынуждена передавать свои ресурсы государствам Запада, сокращать социальные программы, увеличивать налоги для простых граждан.
Стоит напомнить, что государственный долг республики составляет около 6 миллиардов долларов, из которых 4,5 миллиарда приходится на внешние заимствования. Еще в 2023 году президент Садыр Жапаров обратился к международным институтам развития и странам-кредиторам с предложением снизить бремя финансовых обязательств страны в обмен на реализацию экологических проектов. Их финансирование могло бы осуществляться путем направления средств для выплаты долга на развитие «зеленых инициатив», в частности решения проблемы смога над Бишкеком и строительства малых и средних ГЭС. Однако инициатива президента Кыргызстана не нашла никакого отклика у западных кредиторов.
Сейчас постепенно процессы отказа от зависимости от западных структур и государств, в том числе и в финансовой системе, набирают в стране обороты. Согласно данным Нацбанка Кыргызстана, нерезиденты все чаще стали доверять банковским вкладам в сомах. Особой популярностью пользуются срочные депозиты: если в мае сумма вкладов в этот инструмент составляла 187 миллионов сомов, то в июне уже 1,1 миллиарда. За месяц вклады выросли в 6 раз.
По мнению финансовых аналитиков, увеличение объема вкладов в национальной валюте может стимулировать кредитование внутри страны, что способствует росту инвестиций и общему экономическому развитию. Оно будет способствовать развитию финансовых инструментов и услуг, таких как облигации и инвестфонды, что, в свою очередь, привлечет дополнительные средства для финансирования проектов в стране.
Таким образом, Кыргызстан переходит как на свою национальную валюту, так и спокойно работает с рублями, поскольку эти деньги сейчас абсолютно не «токсичны», в отличие от американского доллара, который уже давно привалился из мировой резервной валюты в «финансовое оружие» США и Запада в целом.