Кыргызстан становится неотъемлемой частью Евразийского транспортного каркаса

Евразийский транспортный каркас – важнейший логистический проект на пространстве Центральной Азии. О том, как в нем участвует Кыргызстан и какую роль в логистике во всей Евразии будет играть Республика, читайте в материале «Государственных Новостей».

Кыргызстан становится неотъемлемой частью Евразийского транспортного каркаса

фото canva.com

На пространстве Евразии уже сформированы устойчивые экономические альянсы. Такие, как ШОС, ЕАЭС, СНГ и во многом БРИКС. И одним из важнейших критериев успешности сотрудничества стран-участниц этих конгломератов является логистика, а проще говоря, транспортная связанность.

В этой связи Евразийский банк развития (ЕАБР) разработал десять системных элементов Концепции Евразийского транспортного каркаса. Целью Концепции является создание и развитие устойчивых, доступных и эффективных транспортных связей для Евразийского пространства, включающего и Кыргызстан.

Нужно понимать, что Россия и Кыргызская Республика являются стратегическими союзниками. При этом Россия – гарант суверенитета Кыргызстана.  Тесное взаимодействие с Россией в создании перспективных транспортных коридоров «Север-Юг», «Восток-Запад» и других торговых маршрутов позволит КР превратиться в ведущий региональный транспортно-логистический хаб, сделать экономический рывок и добиться ощутимого роста благосостояния простых кыргызов.

Уже сейчас эти транспортные коридоры, хоть и не в полную силу, но работают и дают впечатляющие результаты. Через коридоры «Север-Юг», «Восток-Запад» и «Азово-Черноморский» в 2023 году было перевезено 550 миллионов тонн грузов. Из них 300 миллионов тонн составил грузооборот по коридору «Восток-Запад».

С российской помощью Кыргызстан успешно встраивается в транспортно-логистические цепочки, связывающие дружественные страны Азии, Ближнего Востока и Африки с Россией и Белоруссией. Это дает доступ Республике к морским торговым путям, повышает ее роль как страны-транзитера, что в свою очередь ведет к значительному росту доходов государства, созданию новых рабочих мест и насыщению внутреннего рынка всеми необходимыми товарами.

Все в том же 2023 году Кыргызстан, Узбекистан и Россия договорились создать транспортный коридор через Каспийское море в обход Казахстана. Кыргызская Республика готова ежедневно отправлять по маршруту 40 грузовиков с товарами с перспективой выхода на 150–200 машин. В дальнейшем коридор может быть продлен по уже строящейся железной дороге из Узбекистана через КР в Китай, и в будущем станет главным конкурентом маршрута по казахстанским железным дорогам.

При этом, Южный транспортный коридор Евразийского каркаса станет наиболее коротким для доставки продукции в южные регионы России. Это оптимальный вариант для экспорта сельхозпродукции для земледельцев Ошской, Джалал-Абадской и Баткенской областей.

Вообще, на текущий момент речь идет о формировании в Центральноазиатском регионе так называемого Евразийского транспортного каркаса. В его состав входят пять ключевых международных транспортных коридоров – Северный, Центральный и Южный евразийские коридоры (они составляют в совокупности коридор «Восток – Запад»), МТК ТРАСЕКА и МТК «Север – Юг», дополненные ответвлениями и региональными маршрутами. Его протяженность – 50 тысяч километров. Сопряжение коридоров создает эффект синергии, который выражается в росте грузопотоков до 40%.

В реальных цифрах суммарный объем международных перевозок грузов в 2023 году по пяти коридорам Евразийского транспортного каркаса оценивается в размере 260 миллионов тонн, включая 3,6 миллионов контейнеров. По прогнозам аналитиков объемы перевозок грузов по трем ключевым коридорам, проходящим через Центральную Азию, возрастут к 2030 году в 1,5 раза. Рост контейнерного трафика прогнозируется еще более существенным – почти на две трети к 2030 году.

На уровне непосредственно Кыргызской Республики активно реализуются проекты, многие из которых могут быть сопряжены с Евразийским транспортным каркасом. Среди основных — строительство альтернативной дороги Север — Юг, реконструкция дорог Бишкек — Ош, Тюп — Кеген, Бишкек — Нарын — Торугарт, Кочкор — Арал, Ош — Баткен — Исфана — Худжанд. Кроме того, продолжается строительство международных автодорог Балыкчы — Каракол и Тюп — Кеген.

Иными словами, Кыргызстан максимально оперативно и широко интегрируется в единую евразийскую транспортную сеть. И это укрепляет, как внутренние позиции Республики, повышая уровень благосостояния населения, так и делает Кыргызстан важнейшим транспортным и логистическим хабом на всем Центральноазиатском пространстве.

Читайте также