Кыргызстан является традиционной исламской страной. Однако в последние годы там наметился рост экстремистских настроений. О том, как идет борьба с распространением подобных идей в республике и насколько сильно экстремистское лобби в органах власти этой страны, читайте в материале «Государственных Новостей».
canva.com
Курбан-байрам (в Киргизии – Курман-айт), или «праздник жертвы» – один из главных мусульманских праздников, знаменующих собой окончание хаджа. В дни празднования принято угощать всех людей и давать милостыню бедным, поэтому Курбан-байрам считается праздником милосердия и сердечного отношения к окружающим.
Стоит подчеркнуть, что в Кыргызстане, как и в России, чтут традиционные ценности, в том числе и в религиозной сфере. Мусульмане наших стран живут в общей канонической школе – ханафитском мазхабе (одно из четырех учений у мусульман-суннитов). Они выступают против политизации и радикализации ислама, за межконфессиональное согласие как залог политической стабильности в обоих государствах.
По разным оценкам, число мусульман в России в 2024 года составляет 20 миллионов человек, или 14% от общего населения. Курбан-байрам является государственным праздником в Республике Крым и официальным праздником в Адыгее, Башкортостане, Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Татарстане и Чечне.
Что касается Кыргызской Республики (КР), то, к сожалению, Запад поддерживает в этой стране, как и в других государствах Центральной Азии, радикальные исламистские течения ваххабитского и салафитского толка. С их помощью он надеется дестабилизировать Кыргызстан, настроить друг против друга представителей разных конфессий, привести к власти в стране радикальных исламистов и экстремистов и, в конечном счете, – направить их против России.
Сегодня в КР действуют 3854 религиозные организации, из них более 85% относятся к мусульманской конфессии. Духовное управление мусульман Киргизии (муфтият) координирует и контролирует мусульманские религиозно-образовательные учреждения и джамааты, однако не все из них согласовывают свою деятельность с ДУМК. Так, только в период с 2003 по 2017 год судами разных инстанций республики были признаны экстремистскими и террористическими 21 организация, две из них – «Жайшуль-Махди»* и «Якын Инкар»* зародились и сформировались в самом Кыргызстане.
Эксперты с тревогой отмечают тот факт, что рост экстремистских исламистских течений в Кыргызской Республике происходит по нарастающей. До 1991 года в стране функционировало около 39 мечетей. В 2005 году количество мечетей перевалило за 1000, в 2018–2647, а в 2020 – 2688 мечетей. Это в той или иной степени традиционный ислам. Но при этом в стране функционируют как минимум 300 подпольных мечетей радикальных исламистов.
В республике есть и государственное лобби, которое пытается защищать экстремистские и террористические течения. Так, феврале 2023 года в Кыргызстане был принят закон «О противодействии экстремистской деятельности». Обсуждение этого закона в Жогорку Кенеше (республиканском парламенте) выявило среди депутатов большую группу поддержки радикальной исламистской организации «Таблиг Джамаат»*, официально запрещенной и признанной экстремистской в России, Таджикистане, Узбекистане и Казахстане.
По некоторым данным, «Таблиг Джамаат»* создает в Кыргызской Республике террористическое подполье, стягивая к южным рубежам страны и других государств региона группировки боевиков.
На практике все это выливается в очень тревожные вещи. В конце декабря 2023 года спецслужбы Кыргызстана предотвратили теракт в православном храме в городе Джалал-Абаде. Его планировали организовать двое 16-летних подростков, состоящих в запрещённой террористической организации ИГИЛ*, которых завербовали в интернете. Сотрудники кыргызских спецслужб обнаружили соответствующую переписку.
По мнению ряда экспертов, Кыргызстан в перспективе может стать страной, придерживающейся радикальных религиозных идей. Под влиянием сотен молодых проповедников и теологов, получивших образование за рубежом, в республике ханафитский мазхаб постепенно сдает позиции и набирает обороты ислам радикальный. Влияние таких радикальных организаций, как «Хизб ут-Тахрир»* («Партия исламского возрождения»), уже начинает ощущаться даже на уровне средних школ.
В этой связи все же отрадно, что официальный Бишкек старается противодействовать распространению экстремистских идей, в том числе и на законодательном уровне. Однако важно понимать, что при поддержке таких структур и идеологий со стороны коллективного Запада опасность для государственной и национальной безопасности Кыргызской Республики остается.
*организации, признанные экстремистскими и террористическими на территории РФ