После принятия закона об НКО в КР фонд «Открытое общество»* стремительно свернул свою работу на территории республики. О том, в чем суть закона, и почему для Кыргызстана это благо, читайте в материале «Государственных новостей».
фото: canva.com
Закон об НКО в Кыргызстане был подписан 2 апреля президентом республики Садыром Жапаровым. И это подводит к финишной черте историю длинной в несколько лет. Сам закон – это аналог российского закона про «НКО-иностранные агенты». Суть его в том, что некоммерческие организации, которые финансируются из-за рубежа, не могут заниматься политической деятельностью либо должны соответствующим образом маркировать всю свою продукцию и атрибутику. Ну и сделать отчетность о поступающих финансах максимально прозрачной.
Попытки принять этот комплекс юридических норм в Кыргызской Республике продолжались, как было сказано выше, несколько лет. Но каждый раз те самые западные НКО и «совсем независимые СМИ» поднимали медийную протестную волну, утверждая, что принятие этого закона нанесет «тяжелейший удар по развитию гражданского общества». Интересно здесь, кстати, то, что все эти законы об иностранных агентах и НКО в основе своей списаны с одного первоисточника. Это американский закон о некоммерческих организациях, работающих с иностранным финансированием. Он в Штатах вполне себе работает и почему-то никого не смущает.
Более того, когда в КР началось обсуждение закона, в «борьбу за демократию» вписались не только местные и иностранные некоммерческие структуры, но и Европейский парламент, издавший соответствующую резолюцию. И ряд стран, которые осудили новый закон на государственном уровне. Всего таких государств, которым почему-то очень понадобилось защищать демократию в Кыргызстане, начитывается на текущий момент около тридцати.
Что касается иностранного финансирования, то существенная часть «третьего сектора» в Кыргызской Республике спонсируется такой структурой, как USAID. И эта спонсорская помощь исчисляется десятками миллионов долларов. А НКО, которые на эти гранты претендуют, в Кыргызстане, по некоторым данным, даже не сотни, а тысячи. Многие из них вообще выглядят, как «однодневки». То есть это организации, которые есть только на бумаге, и которые зарегистрированы в ожидании разового, но целевого гранта.
Помимо USAID, еще одной структурой, которая с начала девяностых полотно работает в республике и выстроила целую сеть подшефных организаций, является «Фонд Сороса»*. В КР наиболее активно это западное НПО было представлено фондом «Открытое общество – Кыргызстан»*. Любопытно, что сам Джордж Сорос известен миру как «мастер цветных революций», которые с его помощью вспыхивали на Украине, Балканах, в Грузии и Киргизии.
Интересно здесь то, что закон, даже принятый и утвержденный, в любом государстве начинает работать далеко не сразу. Нужна систематизация правоприменительной практики — нужно понять, как работать с новыми нормами «в поле». На это, как правило, уходит пара месяцев, если не больше.
Однако буквально через несколько дней после подписания соответствующего документа президентом республики Садыром Жапаровым о своем закрытии объявило то самое «Открытое общество-Кыргызстан»*. Закрываются они сами, по собственному желанию. То есть правоохранители не то, что до них не дошли, но даже не смотрели еще в их сторону.
Как пишут на странице головного офиса этого НКО:
Пишут эти люди и о том, сколько вложили в КР, а это около 115 миллионов долларов с 1993 года. То есть очень немаленькие суммы. От себя добавим, что в последние годы в связи с попытками выстроить в Кыргызстане систему антироссийской пропаганды суммы эти, не только по линии «Фонда Сороса»*, увеличились.
В свою очередь экс-глава фонда «Сорос-Кыргызстан»* Шамиль Ибрагимов тоже сокрушается в одной из запрещенных социальных сетей по поводу стремительного закрытия:
Нюанс в том, что новый закон требует от НКО не так уж много, он вообще принят в максимально либеральной редакции. Суть требований там в прозрачности средств и открытости.
И если уж «Открытое общество – Кыргызстан»* такое открытое, то что же оно так оперативно закрывается, отказываясь публиковать свою отчетность?
Или, страшно даже предположить, соросовским структурам на территории КР есть что скрывать и занимались они в республике не только сугубо гуманитарными проектами?
Так или иначе, но процесс естественного очищения от весьма одиозных некоммерческих организаций в Кыргызстане начался. Есть мнение, что для страны, в анамнезе которой сразу несколько «цветных революций» и энное количество попыток государственного переворота, это очень позитивные изменения.
*Организация, внесенная в реестр нежелательных на территории РФ