Визит президента Франции Эммануэля Макрона в Казахстан стал довольно обсуждаемой темой в российских СМИ, а также в среде экономических и политических экспертов. Казахстан при этом является стратегическим партнером России по ряду ключевых вопросов. Франция входит в число недружественных для нашей страны государств. О причинах встречи лидеров Франции и Казахстана и о том, что может измениться после неё для России, читайте в материале портала «Государственные новости».
Фото: сайт президента Казахстана
Официально визит Эммануэля Макрона в Астану посвящен вопросам стратегического партнерства в сфере энергетики, торговых связей, а также международной тематике. Визит президента Франции состоялся по приглашению казахской стороны и, по сути, является ответным. В конце ноября 2022 года президент Казахстана Касым-Жомат Токаев посещал Париж. Для Макрона это первое за его президентство посещение Астаны.
Впрочем, это уже не первая поездка французских президентов в Казахстан. Официальному стратегическому партнерству Парижа и Астаны в этом году исполнилось 15 лет, за которые, по словам Токаева, в экономику Казахстана было привлечено 18,7 миллиарда долларов инвестиций.
Нынешний визит Макрона, особенно в контексте «энергетической политики», для Парижа особенно актуален. Дело в том, что Казахстан обладает колоссальными залежами урана: второе место по его количеству после Австралии. И первое — по добыче.
Ранее Франция добывала уран в Нигере. Но с Нигером у Франции теперь весьма интересные отношения. А точнее их тотальный разрыв. Поскольку после переворота, пришедшие к власти военные фактически аннулировали в стране французское присутствие. Коснулось это и шахт, откуда уран поставлялся во Францию. Поскольку Запад ввел санкции, а компания Orano, работающая с урановой рудой в Казахстане, и работавшая в Нигере в силу этих санкций вынуждена была из африканской страны уйти.
Между тем с инфраструктурой ядерной энергетики у Парижа тоже все не очень радужно. С одной стороны, к концу 2021 года доля мирного атома в энергетическом комплексе Франции составляла 67%, с другой — с 2012 года там шло планомерное сокращение ядерных мощностей под эгидой «зеленой и безопасной энергетики». В 2016 году в стране было остановлено 20 из 58 ядерных энергоблоков.
Но тут, где-то параллельно всем этим событиям, случилась «санкционная война» с Россией, которая весьма существенно ударила по всему энергетическому комплексу Европы. В том числе, и по Франции.
Воленс-ноленс, невзирая на протесты многочисленных «зеленых», Париж вспомнил про свой атомный энергетический комплекс. Макрон даже подвязал его в 2021 году к «зеленой энергетике», когда заявил следующее:
«Если мы хотим платить за свою энергию по разумным тарифам и не зависеть от других стран, мы должны продолжить экономить энергию и инвестировать в производство энергии без выбросов углекислого газа на нашей территории».
Правда, со строительством новых энергоблоков во Франции тоже все не безоблачно. С 2007 года там до сих пор не могут достроить третий реактор АЭС «Фламанвиль». В прошлом году ожидалось, что блок запустят во втором квартале 2023 года. Однако, судя по последним новостям, дату снова перенесли. Теперь уже на первый квартал 2024-го.
Впрочем, у Франции вполне достаточно и нынешних мощностей, чтобы закачивать их ядерным топливом для более или менее нормального функционирования энергетической системы страны. Проблема, собственно, в самом топливе. Поскольку, как и было сказано ранее, случился переворот в ряде африканских «крипто-колоний» Парижа, в том числе и в Нигере, который был по добыче урана вторым после Казахстана. Еще одним неприятным фактором для Франции стало недавнее повышение цен на уран: 30 октября стоимость этого ресурса побила пятнадцатилетний максимум. По мнению экспертов, связано это все с теми же санкциями и рисками от них. Западные компании боятся, что санкции коснутся этого топлива, а также самой логистики поставок. Которые идут через российскую транспортную инфраструктуру. Боязнь эта выражается в росте страховок. А уже этот рост «подгоняет» и цену на основной продукт.
Более того, стоит понимать, что применительно к Казахстану Москва является крупнейшим партнером Астаны в разработке урановых месторождений. Точнее говоря, на текущий момент наша страна разрабатывает три месторождения на территории Казахстана. А вот Франция – одно, но очень хочет «расширить сотрудничество» в данной сфере.
Однако, помимо всей этой энергетической подоплеки, стоит обратить внимание и на слова Макрона, произнесенные в начале встречи двух лидеров. Президент Франции, в числе прочего, заявил:
«Мы сможем продвинуться по важным международным темам, подчеркнуть нашу приверженность Уставу ООН, таким принципам, как территориальная целостность, национальный суверенитет».
Аналитики «Bloomberg» предполагают, что за этими словами кроется желание Франции войти в регион Центральной Азии еще и с политических позиций с целью ослабления влияния России. Не только в Казахстане, а в регионе вообще. Не зря же после Астаны Макрон собрался посетить еще и Узбекистан.
В частности, издание пишет:
«…есть и второй мотив, и он предполагает убеждение бывших советских республик выйти за рамки своей собственной зависимости от России. Французские официальные лица предполагают, что война в Украине нарушила давно сложившиеся отношения в регионе, и это создает новые возможности».
Позиция Казахстана в этом смысле выглядит следующим образом: Токаев неоднократно заявлял, что следует западному санкционному режиму. Одновременно с этим президент Казахстана не устает повторять, что Астана и Москва остаются «стратегическими партнёрами». Подтверждается это и реальными цифрами. Невзирая на санкционные ограничения, экспорт товаров из Казахстана в Россию за первые пять месяцев 2023 года составил 4,04 миллиарда долларов, увеличившись на 45%, в сравнении с аналогичным периодом 2022 года. Что касается совместного инвестирования, то на момент июня 2023 года речь шла о ста совместных проектах на общую сумму в 22 миллиарда долларов.
Интересно, к слову, сопоставить эти цифры с аналогичными показателями по Франции. За восемь месяцев 2023 года весь торговый оборот между Пятой Республикой и Казахстаном составил 2,7 миллиарда долларов. За весь прошлый год – 4 миллиарда. Что касается совместных предприятий, то их сейчас работает около 170. А объем инвестиций Парижа в экономику Астаны составил, как говорилось выше, 18,7 миллиарда долларов.
В общем, цифры как со стороны России, так и со стороны Франции для Казахстана весьма приятные. И вопрос здесь в том, сохранит ли Астана в дальнейшем «политическое равновесие» в условиях нынешней весьма непростой геополитической ситуации. Понятно это будет по дальнейшим заявлениям Казахстана, особенно в адрес России.