Почему переход на систему английского права не выгоден для Кыргызстана

В декабре прошлого года президент Кыргызстана Садыр Жапаров заявил о возможности перехода страны на систему английского права. О том, что это за право, почему оно не сблизит КР и Британию и чего хочет таким образом добиться официальный Бишкек, читайте в материале портала «Государственные новости».

Почему переход на систему английского права не выгоден для Кыргызстана

Фото: canva.com

На Народном курултае в Бишкеке, который прошел в декабре 2023 года, президент Кыргызстана Садыр Жапаров заявил, что в государстве рассматривается возможность введения «английского права». По мнению главы КР, такой шаг позволит привлечь дополнительные иностранные инвестиции.

Здесь для начала стоит пару слов сказать о том, что вообще такое «английское право» или «право Англии и Уэльса». Если совсем коротко, то оно основано на судебных прецедентах, которые уже впоследствии оформляются в статуты. То есть законодательные и подзаконные акты. Характерна эта система для ряда стран британского содружества — таких как, собственно, Британия, Австралия, США, Новая Зеландия и других.

И в том же Соединённом Королевстве данная система порождает определенные казусы. Например, в Англии до сих пор нет статута, который бы однозначно признавал убийство преступлением. Практика осуждения убийства проистекает исключительно из череды судебных прецедентов. С другой стороны, ряд судебных практик и современных решений в Британии опирается на статуты и акты еще XIII века.

С чисто практической точки зрения важно понимать, что английское право аутентично только для британского содружества. Как показал опыт России и Казахстана, попытки перенесения английского права в конкретные условия каждой из стран, где применяется традиционное романо-германское (европейское право), терпят провал из-за полной несовместимости правовых систем, бизнес- и судебных традиций и даже менталитета населения. Законы, принимаемые на основе английского права, не работают ни на пространстве бывшего СССР, ни в других странах (кроме перечисленных выше англо-саксонских государств).

Фото: canva.com

Если же говорить про Кыргызстан, то стоит отметить, что для обеспечения реального суверенитета этой стране стоит развивать собственную правовую систему, совершенствовать инвестиционное законодательство. Принятие английского права мало что может изменить в ситуации с ростом иностранных инвестиций: Запад (и, в частности, англосаксы) не заинтересованы в развитии экономики республики и повышении благосостояния ее народа, а реальных инвесторов из других стран зависимость от английского права в законодательстве может только отпугнуть.

Более того, Кыргызская Республика не рассматривается Великобританией как важный экономический партнер. По подсчетам британских экономических аналитиков, товарооборот двух государств составил в 2023 году 60 миллионов долларов (КР и России – свыше четырёх миллиардов долларов), а показатели прямых инвестиций в кыргызскую экономику держатся на нулевой отметке.

Желание доработки законодательства в сфере бизнеса, впрочем, вполне понятно. На текущий момент республика занимает 140 место в рейтинге Doing Business Всемирного банка. Иностранных инвесторов отпугивает отсутствие четких и понятных правил игры в бизнесе, «ручное управление» экономикой, высокая социально-политическая активность, слабое развитие внутреннего инвестиционного рынка.

Однако процессы, которые исправили бы подобную ситуацию и без всякого перевода всей правовой системы на «английские рельсы», в стране идут. В настоящее время Агентство по инвестициям Кыргызстана готовит специальный закон об инвестициях, в котором должны быть прописаны государственные гарантии для частных иностранных инвесторов, обеспечение их защиты в случае изъятия имущества, упрощение инвестиционных процедур. Но, стоит еще раз подчеркнуть, Великобританию и другие страны Запада больше интересуют «инвестиции» в оппозиционные СМИ и НКО, чем в реальную экономику страны. А вот с законами об НКО и статусе для самых одиозных их них «иностранного агента» в стране как раз «буксуют».

В целом же, если говорить про особенности инвестиционного климата в Кыргызстане, то стоит напомнить: Россия – главный инвестор в экономику Кыргызской Республики. Совместные проекты в промышленной кооперации, агросекторе, сфере услуг и туризма уже дали реальные результаты — привели к росту ВВП и зарплат кыргызских граждан.

Если говорить про инвестиции в национальный бизнес Кыргызстана, то главным инструментом здесь выступает Российско-Кыргызский фонд развития. Его фонды в 2023 году достигли 500 миллионов долларов. В ближайшие годы на финансирование новых проектов РКФР планирует направить не менее 630 миллионов долларов.

А в целом общий объем российских инвестиций в Кыргызстан за последние два года составил около пяти миллиардов долларов, при этом только за январь-сентябрь 2023 года объем прямых инвестиций достиг 131,7 миллиона долларов. Более половины инвестиционного потока в КР за 2023 год приходится на страны ШОС. Российский бизнес реализует в республике около 40 проектов в области промкооперации и импортозамещения на общую сумму два миллиарда долларов.

И Россию в целом та правовая система, которая есть сейчас в этой стране, вполне устраивает. Вопрос в том, зачем властям Кыргызстана эту систему настолько кардинально менять и не станет ли это практическим воплощением ситуации, когда «лучшее (не факт) – враг хорошего»?

Читайте также