В декабре прошлого года президент Кыргызстана Садыр Жапаров заявил о возможности перехода страны на систему английского права. О том, что это за право, почему оно не сблизит КР и Британию и чего хочет таким образом добиться официальный Бишкек, читайте в материале портала «Государственные новости».
![Почему переход на систему английского права не выгоден для Кыргызстана](https://statenews.ru/storage/wp-content/uploads/2024/02/u.png__0_16x9.jpg)
Фото: canva.com
На Народном курултае в Бишкеке, который прошел в декабре 2023 года, президент Кыргызстана Садыр Жапаров заявил, что в государстве рассматривается возможность введения «английского права». По мнению главы КР, такой шаг позволит привлечь дополнительные иностранные инвестиции.
Здесь для начала стоит пару слов сказать о том, что вообще такое «английское право» или «право Англии и Уэльса». Если совсем коротко, то оно основано на судебных прецедентах, которые уже впоследствии оформляются в статуты. То есть законодательные и подзаконные акты. Характерна эта система для ряда стран британского содружества — таких как, собственно, Британия, Австралия, США, Новая Зеландия и других.
И в том же Соединённом Королевстве данная система порождает определенные казусы. Например, в Англии до сих пор нет статута, который бы однозначно признавал убийство преступлением. Практика осуждения убийства проистекает исключительно из череды судебных прецедентов. С другой стороны, ряд судебных практик и современных решений в Британии опирается на статуты и акты еще XIII века.
С чисто практической точки зрения важно понимать, что английское право аутентично только для британского содружества. Как показал опыт России и Казахстана, попытки перенесения английского права в конкретные условия каждой из стран, где применяется традиционное романо-германское (европейское право), терпят провал из-за полной несовместимости правовых систем, бизнес- и судебных традиций и даже менталитета населения. Законы, принимаемые на основе английского права, не работают ни на пространстве бывшего СССР, ни в других странах (кроме перечисленных выше англо-саксонских государств).
![](https://statenews.ru/storage/wp-content/uploads/2024/02/dizajn-bez-nazvaniya-55-1024x576.png__0_0x0.jpg)
Если же говорить про Кыргызстан, то стоит отметить, что для обеспечения реального суверенитета этой стране стоит развивать собственную правовую систему, совершенствовать инвестиционное законодательство. Принятие английского права мало что может изменить в ситуации с ростом иностранных инвестиций: Запад (и, в частности, англосаксы) не заинтересованы в развитии экономики республики и повышении благосостояния ее народа, а реальных инвесторов из других стран зависимость от английского права в законодательстве может только отпугнуть.
Более того, Кыргызская Республика не рассматривается Великобританией как важный экономический партнер. По подсчетам британских экономических аналитиков, товарооборот двух государств составил в 2023 году 60 миллионов долларов (КР и России – свыше четырёх миллиардов долларов), а показатели прямых инвестиций в кыргызскую экономику держатся на нулевой отметке.
Желание доработки законодательства в сфере бизнеса, впрочем, вполне понятно. На текущий момент республика занимает 140 место в рейтинге Doing Business Всемирного банка. Иностранных инвесторов отпугивает отсутствие четких и понятных правил игры в бизнесе, «ручное управление» экономикой, высокая социально-политическая активность, слабое развитие внутреннего инвестиционного рынка.
Однако процессы, которые исправили бы подобную ситуацию и без всякого перевода всей правовой системы на «английские рельсы», в стране идут. В настоящее время Агентство по инвестициям Кыргызстана готовит специальный закон об инвестициях, в котором должны быть прописаны государственные гарантии для частных иностранных инвесторов, обеспечение их защиты в случае изъятия имущества, упрощение инвестиционных процедур. Но, стоит еще раз подчеркнуть, Великобританию и другие страны Запада больше интересуют «инвестиции» в оппозиционные СМИ и НКО, чем в реальную экономику страны. А вот с законами об НКО и статусе для самых одиозных их них «иностранного агента» в стране как раз «буксуют».
В целом же, если говорить про особенности инвестиционного климата в Кыргызстане, то стоит напомнить: Россия – главный инвестор в экономику Кыргызской Республики. Совместные проекты в промышленной кооперации, агросекторе, сфере услуг и туризма уже дали реальные результаты — привели к росту ВВП и зарплат кыргызских граждан.
Если говорить про инвестиции в национальный бизнес Кыргызстана, то главным инструментом здесь выступает Российско-Кыргызский фонд развития. Его фонды в 2023 году достигли 500 миллионов долларов. В ближайшие годы на финансирование новых проектов РКФР планирует направить не менее 630 миллионов долларов.
А в целом общий объем российских инвестиций в Кыргызстан за последние два года составил около пяти миллиардов долларов, при этом только за январь-сентябрь 2023 года объем прямых инвестиций достиг 131,7 миллиона долларов. Более половины инвестиционного потока в КР за 2023 год приходится на страны ШОС. Российский бизнес реализует в республике около 40 проектов в области промкооперации и импортозамещения на общую сумму два миллиарда долларов.
И Россию в целом та правовая система, которая есть сейчас в этой стране, вполне устраивает. Вопрос в том, зачем властям Кыргызстана эту систему настолько кардинально менять и не станет ли это практическим воплощением ситуации, когда «лучшее (не факт) – враг хорошего»?