Евросоюз пытается вытеснить Россию и Китай с центральноазиатского рынка, попутно «урезав» реальный суверенитет ряда государств региона. О том, что такое Транскаспийский торговый коридор, чем чревато для Кыргызстана его создание и почему российские инициативы по линии ЕАЭС не просто лучше, но и элементарно безопаснее для всех стран Центральной Азии, читайте в материале портала «Государственные новости».
Фото: canva.com
Европейская инициатива Global Gateway рассчитана на несколько лет и является глобальным экономическим и, что важно, политическим проектом, который в случае реализации, должен способствовать глобальному доминированию Евросоюза на евразийском пространстве.
В части транспортной логистики европейцы продвигают идею создания так называемого Транскаспийского коридора через государства Центральной Азии, при этом совершенно не скрывая, что помимо экономических бонусов для самой Европы, этот путь должен «вытеснить с логистического рынка Россию и Китай».
Помимо этих очевидных намерений, эксперты говорят о том, что коридор и условия его использования могут стать полноценной угрозой для экономического суверенитета тех государств Центральной Азии, через которые он пройдет.
По сути дела, продвигая проект строительства Транскаспийского транспортного коридора, ЕС не скрывает, что его главная цель – экономическая блокада России и установление полного контроля над товаропотоками из Китая в рамках его проекта «Один пояс – один путь». При этом Европа рассчитывает полностью вытеснить национальный бизнес стран ЦА с транспортно-логистического рынка, заменив его собственными компаниями для получения сверхприбылей от проекта.
В конце января 2024 года на Форуме инвесторов Global Gateway по транспортному сообщению между ЕС и Центральной Азией было объявлено о намерении Евросоюза выделить 10 миллиардов евро на реализацию проекта коридора. Предполагается, что длительность перевозок по этому маршруту не превысит 15 дней. Правда, пока ЕС готов (на словах) выделить лишь три миллиарда в виде двух кредитных линий от Европейского банка реконструкции и развития и Европейского инвестиционного банка. В частности, с Киргизией и Узбекистаном были подписаны меморандумы (соглашения без обязательств) о выделении кредитов на общую сумму 1,47 миллиарда евро.
К слову, на этом форуме ЕС и Казахстан, чья позиция во всей системе логистики Центральноазиатского региона вызывает все больше вопросов, подписали четыре меморандума на сумму 800 миллионов евро.
Учитывая эту позицию Казахстана по Транскаспийскому коридору и постоянно возникающие трудности у автоперевозчиков при прохождении казахских сухопутных границ, Россия приступила к разработке альтернативных маршрутов, не проходящих через его территорию. Москва намерена инвестировать в развитие двух перспективных маршрутов, которые непосредственно сопряжены с международным транспортным коридором «Север-Юг». Речь идет о мультимодальном направлении «Кабульский коридор» (Термез — Найбабад — Логар — Харлачи) из Узбекистана через афганскую столицу с выходом на Пакистан, а также о коридоре «Китай — Кыргызстан — Узбекистан» (Кашгар — Торугарт — Арпа — Макмал — Джалалабад).
После того, как задержки грузов на границе Казахстана стали систематическими и все более длительными, Кыргызская Республика, Узбекистан и Россия договорились в 2023 году создать транспортный коридор через Каспийское море в обход Казахстана. Кыргызстан со своей стороны готов ежедневно отправлять по маршруту 40 грузовиков с товарами с перспективой выхода на 150–200 машин. В дальнейшем маршрут может быть продлен по уже строящейся железной дороге из Узбекистана через КР в Китай, и в будущем станет главным конкурентом маршрута по казахстанским железным дорогам.
Собственно, общие контуры архитектуры экономического партнёрства и торговой логистики в ЦА были определены уже довольно давно.
В 2015 году Россия и Китай подписали Совместное заявление о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и «Экономического пояса Шелкового пути». Кыргызстан в 2015 году вошел в ЕАЭС при протекции России, а затем самым активным образом включился и в инициативу «Один пояс – один путь».
С начала реализации этого проекта Китай подписал около 200 соглашений со 151 страной и 32 международными организациями по всему миру. За 10 лет инициатива «Один пояс, один путь» создала инвестиции в сумме примерно триллион долларов, более 3000 проектов сотрудничества и 420 тысяч рабочих мест в странах вдоль маршрута.
По мнению экспертов, такое сопряжение в Центрально-Азиатском регионе может стать основой для создания полноценной альтернативы международному финансово-экономическому порядку, возглавляемому США и странами Запада. Здесь важно напомнить, что Китай на сегодня валяется крупнейшим мировым рынком, Россия в силу своей протяженности может дать огромные возможности для транспортировки самых разных грузов, а Кыргызстан в силу своего географического положения является одним из важнейших транспортных узлов в ЦА.
Естественно, видя такую угрозу своим интересам, Запад решил хотя бы на уровне меморандумов и публичных программ обозначить свое несогласие и предложить «альтернативу».
Общий объем европейского финансирования в рамках программы Global Gateway (2021–2027) предполагается в размере 300 миллиардов долларов. Помимо создания новых транспортных маршрутов сюда входят проекты «зеленой энергетики», обеспечение стабильных поставок сырья и металлов из ЦА в Европу. Однако эксперты сомневаются, что ЕС сможет в нынешних условиях слома старого миропорядка собрать всю необходимую сумму, особенно от частных инвесторов, на долю которых запланирована половина расходов.
Тем не менее активная внешнеполитическая деятельность, регулярные саммиты и заключение предварительных договорённостей по линии проекта Global Gateway говорит о том, что Брюссель имеет очень серьезные намерения на вторжение в торгово-экономическую сферу Центральной Азии. Но там, куда Запад приходит даже не с оружием, а с экономическими инициативами, как-то очень быстро заканчивается суверенитет и падает уровень благосостояния тех, к тому этот самый Запад со «щедрыми предложениями» пришел.
В контексте подобных инициатив и применительно к Кыргызстану, можно сказать, что на сегодняшний день только Россия имеет достаточно сил и средств, а также достаточную заинтересованность в том, чтобы защитить экономический суверенитет Кыргызской Республики. Кооперация с Россией в создании перспективных транспортных коридоров в рамках проектов «Север-Юг» и «Восток-Запад» позволят Кыргызстану стать одним из транспортно-логистических хабов, сделать экономический рывок и добиться существенного роста благосостояния простых кыргызов.