Работа Центра ООН, как и западных фондов на территории Центральной Азии, вызывает все больше вопросов. О том, как Запад, прикрываясь гуманитарными миссиями, реализует свои русофобские политические цели в регионе, читайте в материале «Государственных новостей».
canva.com
Еще в 2023 году президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев выступил на второй встрече лидеров «Центральная Азия – Европейский Союз» с предложением создать Региональный центр ООН по целям устойчивого развития для Центральной Азии и Афганистана в городе Алматы. Целью этого центра декларировалось обеспечение безопасности и стабильности в регионе, в том числе в Афганистане. Однако существует опасение, что данная структура может быть использована США и коллективным Западом как дополнительный инструмент давления на государства ЦА, в том числе и Кыргызстан.
Опасение это базируется хотя бы на том, что США не заинтересованы в устойчивом демократическом развитии Центральной Азии. Их цель – разрыв отношений государств региона с Россией и их «привязка» к Афганистану для установления общего контроля Вашингтона. Для этого они используют любые возможности, в том числе и по линии международных организаций, таких как ООН.
Если говорить о «работе» США конкретно в Кыргызстане, то достаточно вспомнить, что в течение 5 лет (до 2023 года) Агентство США по международному развитию (USAID) потратило более 10 миллионов долларов на поддержку 12 СМИ и неправительственных организаций в рамках программы «Инициатива по поддержке независимости медиа в Кыргызстане». А на «информационное противодействие российской пропаганде» в том же 2023 году через USAID было выделено более 21 миллиона долларов.
Региональной базой для проектов американского Агентства по международному развитию (USAID) при Госдепе США в регионе выступает Казахстан – именно там три года назад учредили «Казахстанское агентство международного развития» (KazAID). Оно распределяет гранты между НКО Казахстана, Кыргызской Республики, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. И уже стало плацдармом для продвижения антироссийской повестки во всей Центральной Азии. И если пару лет назад на проекты USAID в Казахстане выделяли около 15 миллионов долларов, то в 2023 году бюджет увеличили до 50 миллионов. На эти деньги в странах ЦА формируется целая сеть информационных ресурсов, продвигающих нарративы о необходимости избавиться от «пагубного влияния России».
В декабре 2023 года США продавили в Совбезе ООН принятие решения о назначении спецпосланника ООН по Афганистану, в обязанности которого войдут вопросы прав человека и женщин в стране. Решение о назначении спецпосланника в Совбезе не поддержали Россия и Китай, поскольку эти же вопросы решаются в рамках Специальной миссии ООН (МООНСА) и специального представителя генсека по Афганистану (им является Роза Отунбаева, которая имеет тесные связи с Госдепом). Введение новой должности даст США и Западу еще один политико-административный рычаг воздействия и влияния на правительство Афганистана и ситуацию в стране.
Кыргызстан, впрочем, пытается укреплять свой гуманитарный и информационный суверенитет. После принятия весной 2024 года в КР закона об НКО страну покинули самые одиозные организации, наподобие Фонда Сороса*. Однако по мнению аналитиков, представители прозападных СМИ, НПО и НКО смогли проникнуть во все властные структуры и теперь подталкивают руководство республики к сближению с Западом в ущерб отношениям с Россией.
По данным Совета безопасности России, США только в 2023 году через целую сеть самых разных организаций выделили более 300 миллионов долларов на поддержку НПО для продвижения «демократии» в странах СНГ. Аналогично действует и Брюссель: бюджет глобальной программы по правам человека и демократии на 2021–2027 годы составляет 1,5 миллиарда евро.
При этом на бумаге цели западных государств выглядят весьма благородно. Еще в сентябре 2015 года на саммите по устойчивому развитию, проведенному в ходе сессии Генассамблеи ООН, был принят документ, в котором прописаны 17 целей устойчивого развития к 2030 году. Это, в том числе, искоренение нищеты во всех ее формах, ликвидация голода и содействие устойчивому развитию сельского хозяйства, поощрение здорового образа жизни и содействие благополучию всех людей, обеспечение всеобщего и качественного образования. Но за эти годы в рамках своих программ Запад в Центральной Азии занимался чем угодно, только не выполнением этой гуманитарной повестки.
В этой связи важно понимать, что только в стратегическом союзе с Россией, а не с США и коллективным Западом, Кыргызстан может реализовать программу целей устойчивого развития. Без России невозможно выполнение и таких задач как урегулирование ситуации вокруг Афганистана и предотвращение гуманитарного кризиса в этой стране, борьба с незаконным оборотом наркотиков и решение проблемы беженцев.
*признан нежелательной для России организацией